“Ночь в библиотеке”, “Ночь в музее”, “Ночь в театре”. Особо альтернативно одаренные додумались до “Ночи в архиве” Кажется, только морг еще не востребован для ночных тусовок. Уважаемый коллега Михаил Дряшин предположил, что к ним причастны существа инфернальные. Гипотеза интересная. Мы же знаем, кто не выносит солнечного света. Возможно, именно они используют ночь для посещения библиотеки и катания на велосипеде. Но вампиры они или нет, ясно, что ни работой, ни учебой этот контингент себя не обременяет.
Когда Пиноккио попал в Страну Развлечений, ему сперва понравилось, что “не надо учиться. В четверг выходной день, неделя из шести четвергов и одного воскресенья… Так должно быть во всех цивилизованных странах!” Потом от безделья и бессмысленности у него начали расти ослиные уши. И выяснилось, что за вечным праздником скрывается рациональное и очень жестокое предприятие по превращению людей в скотину. Пожалуй, самое страшное из всего, с чем пришлось столкнуться герою сказки. Автор ее Карло Коллоди оказался замечательным футурологом, не хуже Жюля Верна с подводной лодкой. Он предсказал т.н. “постиндустриальное общество”. В буквальном переводе: такое, которое более не намерено себя утруждать. Как радостно отмечали еще в прошлом веке социологи, в этом обществе интересы смещаются от скучного немодного труда “в иные сферы”. “Так должно быть во всех цивилизованных странах!”
Вот наши чиновники и стараются угнаться за рекламным фургоном из Страны Развлечений. Куда? К потере образа человеческого через выворачивание наизнанку целей и ценностей.
Театровед Элла Михалева отмечает самое важное в нынешнем московском “благоустройстве”: “урбанисты” стерли “грани и смысловую суть социального пространства. Уже нет разницы между местом развлечения и кладбищем: везде вай-фай, везде “релакс”, везде “пешеходные зоны”. Сакральность смерти и разгульное торжище смешаны в “блендере” “френдли сити”…
Ни один нормальный человек не поставит унитаз рядом с обеденным столом, кровать - на пороге (да еще выломав перед этим входную дверь), не станет хранить мусорные ведра в шкафу для белья, а одежду вместе с грязной посудой.
Суть “урбанизации” именно такова: лишить пространство органического смысла и функциональной принадлежности путем маргинализации места и человека.
В районах, где нет жителей и некому ходить, устроить “пешеходные зоны”, под окнами домов провести развязки, в парках уничтожить деревья, а вдоль магистралей поставить пластиковые чучела деревьев… В библиотеке обедать, а в театре ночевать… Вероятно, в обществе есть определенный процент людей с аномальным восприятием жизни, которым плясать, что на могиле, что в клубе ночном - все едино и все прикольно.
Но настанет катастрофа, если процент этих людей превысит допустимые нормы”.
На форуме Агентства стратегических инициатив один из выступающих (“директор направления”) всерьез рекомендовал в качестве образца игру, в которой взрослые люди ловят на улицах компьютерные глюки. Дескать, так можно много “заработать”, целых 20 миллиардов.
“Россия обязательно должна принять участие в следующем конкурсе “Евровидение” на Украине”, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Кому “должна”, за что и на каком основании? Потому что так положено “во всех цивилизованных странах”?
Наблюдая переживания за Олимпиаду, пустят нас туда или нет, и сколько раз по дороге оскорбят, поневоле задаешься другим, более важным вопросом. А с какого вообще бодуна ориентиры развития великой державы в Третьем тысячелетии стали определяться через шоу-бизнес, причем чужой?
От Олимпиады до чемпионата мира. Вот проведем Олимпиаду, нас будут уважать… Вот проведем чемпионат мира…
Началось это еще при Брежневе, когда действительно важные цели и ценности оказались выхолощены бюрократией, а взамен всплыл “олимпизм”, коммерческий суррогат древнегреческого “агона”. Проигрывая великую борьбу за умы и сердца сотен миллионов людей, престарелое руководство КПСС решило взять реванш на стадионе и доказать превосходство “социалистического образа жизни” силами нескольких сот специально подготовленных профессиональных атлетов.
В принципе, ничего не имею против спорта “высоких достижений”. Из заменителей жизни - один из самых безобидных. У него просматривается даже некоторая положительная связь с массовой физкультурой (т.е. здоровьем населения), а ряд дисциплин можно оценивать с эстетической точки зрения, как искусство. Но главное в современном профессиональном спорте, согласитесь, все-таки не подготовка “к труду и обороне” (как в раннем СССР) и не религия (как у древних греков).
Можно, конечно, поучаствовать в развлекательных шоу (если есть время и лишние деньги), но они не могут занимать такого непропорционального места в жизни, и не должна Россия так унизительно зависеть от распорядителей иностранного шоу-бизнеса. Своего, впрочем, тоже.
Неужели нет на Земле и в Космосе более важных дел?
Если нет, то и говорить не о чем.