Пока профессиональные несогласные, не обременяя себя конкретикой, пугают народ тем, что “страна зримо погрязает в трясину”, некоторые отрасли, наоборот, из трясины всплывают. В них пробуждается здравый смысл и представление о норме. Министр образования и науки О.Ю. Васильева с удовлетворением отметила “рост потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических, медицинских направлений… Это специальности, которые требуются сейчас стране”
Казалось бы, какие могут быть против этого возражения?
Могут и будут. Вот ректор “опорного” госуниверситета предлагает свою программу, отличную от министерской.
“Проектный подход в образовании родился на стыке философских и педагогических идей, которые исходили из известного посыла: продуктивность обучения заметно повышается в случае личной заинтересованности человека в практическом результате. Однако в случае участия в проекте нескольких лиц его эффективность может кратно увеличиться за счет синергии. Добиться такого эффекта позволяют определенные навыки и компетенции.
В современной управленческой концепции T-shaped people эта идея описана как сочетание узких знаний в какой-либо специализации (ее символизирует ножка буквы “T”) и широкого набора инструментов (“заложенных” в верхней части), которые отвечают за вопросы коммуникации, интеграции, за способность людей ориентироваться в информационном поле, реагировать на внешние вызовы, привлекать других к решению задач и так далее.
Коммуникация, являясь важной составляющей проектного подхода, обеспечивает его “сверхпроводимость”. По мере выполнения проекта, как и у вещества, которое переходит в сверхпроводимое состояние, меняются параметры и свойства всех элементов”.
Плодотворная идея, если я правильно перевел с русского на русский, сводится к тому, что сейчас “устаревание программ” происходит (якобы) задолго до того, как студент успевает закончить вуз. Поэтому вместо “традиционной” подготовки специалистов по конкретным профессиям надо “формировать проекты в парадигме прогнозируемых трендов”, и преподавать не предметы, которые все равно устареют, а “компетенции, необходимые для интеграции в любую постоянно модифицирующуюся область”.
Понимаете? В любую. Хоть в гинекологию, хоть в прокурорский надзор. И не спрашивайте меня, при чем здесь сверхпроводимость, и чем Т-образный выпускник лучше, чем, к примеру, Ы-образный.
“- Операция “Ы”!
- Почему “Ы”?
- Чтобы никто не догадался”.
(“Операция “Ы” и другие приключения Шурика”)
А если стряхнуть наукообразную заумь, ничего не значащие слова и отдельные лишние буквы - и попробовать оценить сказанное по существу?
Из-за разработки новых технологий в хирургии - что, сильно обесценилась программа по анатомии? Органы, что ли, поменялись местами? (Не будем уточнять, какие.) А на истфаке что должно катастрофически устареть? Сперва учили, что Гитлер на нас напал, но к пятому курсу выяснилось: наоборот, мы на Гитлера. Так? Что ж, чудесные метаморфозы прошлого имели место и в 40-е годы, и в 90-е, но вряд ли мы должны рассматривать их как проявления научного прогресса и брать за образец.
Что касается “проектного подхода”, нечто подобное новаторски внедрялось в 20-е годы прошлого столетия под названием бригадного или бригадно-лабораторного метода - и было отвергнуто по причине полной непригодности.
Здравый смысл пытаются атаковать и слева, под красными знаменами. Говорят так: подгоняя бюджетный прием под экономику, правительство обслуживает интересы буржуев-эксплуататоров, в то время как высшее образование есть общественное благо и конституционное право граждан на свободную самореализацию.
Очень благородно, правда? Где-то даже по-марксистски. Но сразу вспоминаются “ценные бумаги” финансовых пирамид и гомеопатические снадобья: не позволим отнять у пенсионеров любимый противовирусный препарат! (Из чистого сахара.) Ценность диплома по никому не нужной или вовсе не существующей специальности - точно такая же, нулевая. Точнее, отрицательная, потому что на приобретение филькиной грамоты потрачены реальные годы жизни.
Эксплуатация наемного труда - факт. Только условия существенно различаются. При прочих равных, чем выше квалификация, тем выгоднее для работника. Человек, который не знает и не умеет ничего полезного, крайне уязвим. И пока молодежь вместо профессиональной подготовки получает “компетенции, необходимые для интеграции в любую постоянно модифицирующуюся область”, работать кто-то должен. Кто? Вариантов ответа немного.
Видимо, идеал левенькой либерастии в сфере трудовых отношений именно такой: очередь за пособием + базар - вокзал дешевой иностранной рабсилы (со всем известными последствиями). А виновато будет опять правительство, в диапазоне от “зачем пригласили нерусских” до “подвергаете гастарбайтеров варварской эксплуатации”.
Надеюсь, что Ольга Юрьевна Васильева не пойдет на уступки “постиндустриальному” лобби всех расцветок и модификаций (хоть Т-образному, хоть в форме буквы Ы), и программа восстановления нормального образования будет претворяться в жизнь.