Первобытный человек был обделен коллективной памятью, которую для нас сохраняют исторические источники. Когда слово “архивный” употребляют в переносном значении: нечто неживое, мумифицированное, пыльное, то это категорически неверно, потому что память - основа (само)сознания, личного и общественного. Человек без памяти - идиот, человек с искаженной памятью - сумасшедший. Реальное прошлое стран и народов противостоит историческим конфабуляциям (ложным воспоминаниям), которые представляют реальную опасность, поскольку могут направить политику черт знает куда.
Слава Клио, у нас на всех идеологических виражах сохранялась традиция: 1) квалифицированного, 2) честного исследования источников. Цитаделью настоящего гуманитарного знания, которое так же достоверно, как физика или биология, остается Архив древних актов (РГАДА). Не просто склад реликвий - научное учреждение мирового уровня. В тамошнем издательстве “Древлехранилище” вышла красивая книга “Человек архивный”, международный сборник к 70-летию одного из мастеров - Ю.М. Эскина. Мы рекомендовали его работу о князе И.Н. Хованском (“Хороший чиновник”, “Солидарность” № 35, 2020). Юрий Моисеевич - главный хранитель и заместитель директора архива с 1992 года. Те самые времена, когда свет не горел, зато воды было слишком много (заливала хранилища), а за мифические долги государства перед самим собой с уникальных памятников снимали охрану. Но ни один не пропал. Это к вопросу о том, что на Руси воруют все. Тоже получается конфабуляция.
Рецензировать научную литературу в непрофильном СМИ вообще непросто, сборник исследований (всего 28) тем более. Хочешь быть точным - получится перечисление через запятую (вроде главы “Культура” в плохом учебнике), которое вряд ли вдохновит аудиторию.
Так что позволю себе субъективную эмоциональность. Было бы наше кино не так развращено бюджетными деньгами, нашло бы в сборнике кладезь сюжетов. Чего стоит интрига с грамотой константинопольского патриарха Иоасафа, благословляющей Ивана Грозного на царство, как ее вез через Литву другой Иоасаф, митрополит. Вот вам и подвески королевы. Только Бекингем не додумался подменять камни (Х. Граля, “Посох и меч”). Крестьянин князя Д.М. Пожарского побывал в ногайском плену, на турецкой каторге (в прямом смысле слова: гребное судно с тройным рядом весел) и после побега - в гостях у папы Павла V, который дал ему на дорогу домой “два червонных” (Д.В. Лисейцев, “Люди князя Д.М. Пожарского”). Другой бывший крестьянин князя Дмитрия Михайловича - Иван Тюкин, крупный предприниматель, “великий Гэтсби” XVII века. Его алкогольный склад стал одним из ключевых пунктов, за который шла борьба между псковскими повстанцами и царскими войсками (В.А. Аракчеев, “Некоторые особенности классовой борьбы в Пскове 1650 г.”). А вот привет из “Мертвого сезона”, только Русь и Речь Посполитая меняли не одиноких разведчиков, а множество на множество, включая знатнейших лиц, и не менее знатные пытались этому воспрепятствовать (Т. Бохун, А.В. Малов, “Попытки российского великого посольства Ф.И. Шереметева установить контакт с польско-литовскими великими послами…”). Детектив: самоубийство генерал-майора С.А. Шепелева после серии уголовных обвинений, от грабежа до мужеложства (А.Б. Каменский, “Чрезвычайное происшествие в Москве 1750 г.”). Для семейного сериала - дело Григория Сумарокова, которого объявили холопом, чтобы прибрать к рукам имение (В.А. Кадик, “Скандал в благородном семействе…”). Наконец, в статье В.Д. Назарова “Конфликт Ивана III с митрополитом Зосимой” показано утверждение византийско-ордынской политологии: царь выше первосвященника и может его смещать, как любого чиновника. Ничего божественного, только вопрос о власти. И где же здесь “ересь жидовствующих”? Если верить околоисторической публицистике, Зосима эту таинственную организацию то ли крышевал, то ли тайно возглавлял. А если не верить, возникает вопрос, насколько она вообще реальна, а насколько фейк, вроде “военного заговора” 1937 года. В кино мог бы получиться триллер. Но сомневаюсь, что денег дадут.