Накануне коронавируса по Руси распространился “проектный подход”. Бюджетным учреждениям велено было отчитываться о его внедрении. В больницах экономили на санитарках, чтобы открыть “проектные офисы”, где занялись не унылой терапией-хирургией, а “созданием инфоцентра системы SQDCM” и “использованием инструментов и методов проектного управления и бережливого здравоохранения/производства (Lean)”.
И составлением отчетов по леанам и по этому… как его? BDSM?
Извините, если непонятно, сам я до такого не додумался бы, копирую с официального сайта: здравоохранение - дробь - производство - скобка - какие-то лианы.
А поскольку “город должен развиваться” и бюджет сам себя не освоит, из проектного прохода, т.е. подхода, отпочковался еще какой-то клиентоцентрический, он же клиентоориентированный.
“Данный показатель характеризует то, насколько подход к принятию и реализации решений, психологическая атмосфера в организации и ее культура в целом соответствует ценностям и принципам клиентоцентричности… КПЭ внедрения ценностей и культуры клиентоцентричности для государственных гражданских служащих ФОИВ 7 КПЭ” (“Методические рекомендации КПЭ ФОИВ”).
“В 2023 и 2024 г. планируется проведение оценки соответствия деятельности принципам и стандартам клиентоцентричности. Для каждого процесса из перечня процессов предусмотрен набор критериев, в зависимости от выполнения которых процессу присваивается тот или иной уровень. По совокупной оценке всех процессов будет определяться уровень внедрения клиентоцентричности ведомства в целом. По умолчанию каждый процесс в реестре считается уникальным и должен будет проходить изучение и реинжиниринг как отдельная сущность”.
Корифей клиентоцентрической мысли - В.А. Мау, действительный государственный советник I класса, с 2022 года релокант, но дело его живет и побеждает, погонные километры таких откровений расползаются по учреждениям, чтобы потом оттуда возносились наверх потоки отчетности по 777 КПЭ. Не спрашивайте меня, что это и зачем нужно. И не сводите великую мудрость к банальностям типа: на заявления граждан надо отвечать вовремя и по существу. Сколько можно освоить бюджета на шести простых словах, не считая предлогов? Если бы заботились о подобной ерунде, так бы прямо и сказали. Смысл “процессов в реестре” иной, более глубокий. И вообще указания сверху нужно не анализировать, а исполнять. Почтительно и позитивно.
Чем и займемся. Во-первых, приятно осознавать, как богата наша страна. Ратоборствуя с целым НАТО, находим средства на такие креативные, прости Господи, индустрии.
Во-вторых, клиентство как идея - прорывная для науки. Напоминаю, что у латинского слова два основных значения. В Риме бедняки, которые просили помощи и покровительства у знатного господина, становились его клиентами, а он их патроном. Также освобожденные рабы считались клиентами своего бывшего хозяина.
Более современное значение: покупатели или заказчики по отношению к коммерческой фирме.
В демократическом государстве люди не клиенты, а граждане. Получение справки - не услуга, а право.
И когда нас переводят из граждан в клиенты хотя бы и в хорошем смысле (не древнеримском) - это повышение в звании или понижение? На практике клиенты коммерческой фирмы имеют над ней вполне реальную власть. Могут наказать рублем. Перестать ходить в плохой магазин, и еще знакомым рассказать, что там хамят и обсчитывают. Правда, рыночные методы воздействия работают только в условиях свободной конкуренции. Когда можно выбирать из нескольких торговых точек. Дальше додумайте сами, это ли имели в виду разработчики клиентоцентрического подхода, уподобляя отношения с государством походу в магазин.
Уподобил не я, мне ближе то, что написано в Конституции РФ, я только задаю уточняющие вопросы по предложенной модели. Кто вашей фирмой управляет? Точно не клиенты. В фирмах право голоса имеют акционеры. Причем не какие попадя миноритарии, а владельцы крупных пакетов. Это кто?
На что намекаете?
Так из коряво переведенной с английского бюрократической абракадабры прямо на глазах рождаются “как отдельные сущности” новые политология с социологией. Очень самобытные. И глубоко традиционные, если судить по тем образам из древней истории, которые в них оживают.