В продолжение темы цифровизации - новость из Саратова. “Ребенок стал жертвой мошенников… С ним связался незнакомец. Предложил бесплатный промокод на мобильную игру. Чтобы его получить, нужно прислать номер телефона родителей и коды из СМС. Спустя время мать мальчика узнала о кредите в 200 тысяч рублей. Полицейские устанавливают обстоятельства”.
С точки зрения естественного интеллекта (= здравого рассудка) - что тут устанавливать? Какой кредит по СМС? Согласно ст. 820 ГК РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Нет ее - значит, сделка считается ничтожной. Если ростовщик раздает сотни тысяч черт знает кому, пусть с черта и спрашивает. Тем более они старые друзья. Но в угоду брату ростовщику цифровизаторы стали толковать закон таким образом, что к подписи приравниваются циферки из СМС и “галочки” в окошке заявки”, а к живому человеку - копия паспорта, гуляющая в интернете.
Типовая схема: в результате рекламной промывки сознания, и без того разбодяженного тупой ленью (когда даже собственные деньги неохота считать), гражданин перевел финансы в “онлайн”. Подчеркиваю: не конкретные операции, а сразу всё. Потом мошенник или просто компьютерный глюк оформил на него несуществующий долг. И какие претензии? Ты сам перенес в чужой ящик свои заботы, вот о тебе и позаботились удаленно, чтобы не отвлекать физическую тушку от более важных дел, как то шутер с танчиками и бьюти-блог в тик-токе.
Спросишь, зачем государство это поощряет, - в ответ ушаты словоблудия про прогресс и цифровой рай, в котором покупать, продавать, голосовать, жениться, судиться, а также писать и какать мы будем в электронном формате, что намного комфортнее и экономичнее в смысле туалетной бумаги.
Предыдущую мою публикацию некоторые восприняли как наезд на IT-специалистов. Помилуй Афина! (Или кто там небесный покровитель.) Мне довелось сотрудничать с одним из пионеров российского интернета - химиком А.М. Шкробом, который в свободное от основной работы время создал электронную библиотеку VIVOS VOCO (“Зову живых!”). Живых, заметьте, а не оцифрованных. Благодаря Государственному астрономическому институту имени П.К. Штернберга этот ресурс остается в Сети уже много лет после смерти Александра Моисеевича, так что каждый может оценить, насколько его “архаичный” веб-дизайн прост и удобен. Но если Шкроб был IT-специалист, надо придумать другое название для таких работников, у которых сайты завалены мельтешащим мусором, и с каждым апгрейдом становятся только хуже.
Есть компьютеризация, от которой человек получает электронные средства для быстрого и точного решения своих проблем. Компьютер здесь такой же инструмент, как веник или электродрель. И есть цифровизация, направленная на то, чтобы превратить хомо сапиенс в тупую приставку к ящику с электроникой. Ее мотивировки “трансгуманистические”, т.е. внешние по отношению к людям, потусторонние. Интерес олигархии очевиден, но, запустив процесс, она легко может потерять контроль.
Читаю статью современного IT-специалиста: “Возможности 5G выходят за пределы привычных человеческих потребностей”, но надо развивать 6G. Зачем? Чтобы скорее перенестись “в мир, который будет выглядеть совсем иначе”. В мир иной. Где робот “такой же пользователь, что и человек”, и его “нужды занимают всё больше пространства” (Мордовцев Глеб, “Web-телепатия”). Другой специалист конкретизирует, что это за нужды. “Дроны будут использоваться для идентификации, выбора и атаки целей без помощи человека”. Выход на поле боя “полностью автономных боевых роботов-убийц” откроет “новую эру войн”. Новую и последнюю. Как это произойдет, см. у С. Лема, С. Хокинга, И. Маска, Р. Шекли:
“Машина-убийца за несколько дней многому научилась. У нее было одно-единственное назначение: убивать. Сейчас оно было направлено против совершенно определенного вида живых существ, металлических, как и сам Ястреб. Но только что Ястреб сделал открытие: есть еще и другие разновидности живых существ… Их тоже следует убивать”.
И какие к нему претензии? Он не с Марса прилетел и не сам себя таким придумал.