Если представить, что цифровизации-оптимизации-глобализации достигли цели, то идеальным пособием для инопланетян, какое оно было, человечество, могла бы стать выставка “Всеобщий язык” в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Кстати, о цифровизации. Опасаясь очередей, хотел купить билет на сайте. Нажимаю: “Билет на выставку”. Ответ: “404”. Иду в обход через описание мероприятия. “Купить билет. 2 февраля”. Но там уже другая цена. Разница почти в два раза. В итоге пошёл в человеческую кассу, где оказалось и быстрее, и дешевле.
Теперь о содержании. Низкий поклон тем, кто сохранил и культурно выставил уникальные экспонаты. То, о чем читал в учебниках, но никогда не видел, - на расстоянии вытянутой руки.
Ассирийские фактории на востоке нынешней Турции, деловая переписка Мардук его знает когда, на рубеже III - II тысячелетия до н.э. По картинкам трудно оценить размер табличек. Как же уместили столько информации на малюсеньком кусочке глины?
Гадательные панцири династии Шан (с древнейшими иероглифами) впервые толком разглядел и понял технику, как именно гадали. Волшебные предметы быта: чайник для вина в форме иероглифа “фу”. Понимаю, сейчас гибкий шланг от водопровода можно гнуть как угодно. Но ведь это керамика. Старинный персидский портрет. Красотка у окна мало того что с рюмкой, еще и с непокрытой головой. Где была религиозная полиция нравов? Или наши знания про иранцев не совсем точные?
Письма Татьяны Онегину и Онегина Татьяне по-японски, женский и мужской варианты каллиграфии. Эфиопская Библия, подаренная императором Хайле Селассие (он же Рас Тафари, воспетый в стиле регги)... Нет, не Бобу Марли, а Л.И. Брежневу. Условия брачного контракта царевича Алексея и его же записная книжка, вполне современная на вид, только материалы немного прочнее (и дороже). Криминал разных стран и эпох: шпионские пособия по шифрованию, отчет о контрабанде, фиктивный договор об усыновлении (маскировка перепродажи того, что нельзя продавать).
В целом экспозиция сама собою складывается в
1. гимн настоящей гуманитарной науке, которая вовсе не бормотология, а такое же реальное знание, как у химиков и физиков, включая, кстати, техническую составляющую: сохранить рассыпающиеся клочки папируса, наверное, не проще, чем ракету собрать. А ведь многие документы, они же произведения искусства из хранилищ РГБ, РГАДА, Института восточных рукописей, не просто в хорошем - в парадном состоянии;
2. утверждение единства хомо сапиенс, особенно необходимое сейчас, когда среди национально озабоченных стало модно произносить слова “общечеловеческие ценности” с кривой усмешкой.
Выставка стоящая, хотя и не без недостатков. Так бывает в театре и кино, когда не налюбуешься актерами, декорациями, эффектами, непонятно только, что хотел сказать режиссер. “Всеобщий язык” - это что? Возможность коммуникации разных культур? Но при чем тут портреты? (кстати, потрясающие, например галерея славы цинских военачальников). Ладно, пусть будут портреты, но почему среди них - головы бодхисаттвы и маски Но? Подарки монархов друг другу сойдут за межкультурный обмен, но телескоп Крузенштерна и барометр Лисянского - вряд ли. Отдельный зал посвящен Вавилонской башне. Источник мифа - понятно, зиккурат. Притянем сюда несостоявшийся Дворец Советов на Кропоткинской. Но почему только его? Больше нет примеров, когда идеология давит архитектурной доминантой? Или сейчас есть рациональный смысл в том, что деньги считают на сотом этаже, а не на пятом?
Правильнее было бы взять одну из сюжетных линий и ее последовательно раскручивать. Межкультурная коммуникация: удачная и неудачная, бытовая и религиозная. Портреты: идеальное и индивидуальное, т.е. не общее представление о женской красоте, а конкретная “девочка Лида на улице Южной живет” (здесь можно и нейрофизиологии добавить, как вообще мы узнаем людей). И т.д.
А плодотворных идей “всеобщего” масштаба сейчас нет ни у кого. Ни у философов, ни у религиозных деятелей, ни у художников. Если бы я сам взялся за что-то подобное, получилось бы только хуже.