Есть такая любопытная контора - консалтинговое агентство McKinsey. Периодически оно проводит довольно интересные исследования и опросы. Например, недавно определило 15 самых значимых технологических тенденций в мире. Замеряли такие параметры, как интерес к технологиям (на основе статей и поисковых запросов), инновации в данной области (тут вполне логично учитывали количество патентов и научных публикаций), объем инвестиций и уровень кадрового обеспечения, то есть сколько вакансий по тому или иному направлению есть, и какое уже есть количество квалифицированных специалистов.
Разумеется, все это с прицелом на крупный бизнес и глобальные рынки, такая попытка широкими мазками нарисовать мир будущего. В котором нам с вами жить и работать. Картина получилась довольно интересная и даже привлекательная.
Если не смотреть на то, что прячется между строк.
Итак, аналитики сгруппировали технологии по основным пяти направлениям. Ожидаемо в лидерах “искусственный интеллект”. Точнее, его революция: индустриализация обучения, создание прикладных и генеративных ИИ.
Отлично, но все чаще, и не только у меня, возникает вопрос: зачем? Где и как такие интеллекты будут использоваться, какие задачи решать и, главное, кто и как все это будет контролировать?
Второй “куст” - “Создание цифрового будущего”, куда американские предсказатели включили некое цифровое доверие, кибербезопасность и рост связности. Видимо - связности мира с помощью технологий.
Правда, за скобками остаются такие вопросы, как зависимость целых регионов от решения отдельных компаний оказывать или нет услуги в зависимости от поведения страны.
Возникает и вопрос цены пресловутой связности. Думаю, все еще помнят, как одно неловкое обновление для программ Microsoft повергло в ступор целые отрасли?
Другие направления - “Границы вычислений и связи”, иными словами “погружение в реальность”, квантовые технологии и т.п.; “Передовые технологии” - максимально расплывчатое определение, куда запихнули разработки, обеспечивающие биотехнологии и космос, а также “Устойчивый мир”. Этим громким словосочетанием обозвали электрификацию и работы по возобновляемым источникам энергии.
И - вот вам самые важные для компаний технологические тенденции.
Самое же интересное, как это часто бывает, не в том, что в прогнозе есть, а в том, чего там нет. Поскольку это определяет то, каким мир не будет.
Например, в результатах исследования практически никак не упомянуты примерно 70% земной поверхности. Если что, я о Мировом океане. Педагогика и образование кое-как упоминаются только в разрезе работы с искусственным интеллектом и вычислениями. То есть эти направления никак не интересуют крупный бизнес. Да, речь идет об опросе западных компаний, но что-то мне подсказывает, что результаты опросов российских компаний будут не слишком сильно отличаться.
Таким образом, мир “Большой лагуны” Жемайтиса и “Акванавтов” Павлова нам не светит. Как и мир Учителей с большой буквы братьев Стругацких.
Почему я так заострил внимание на этих двух моментах?
Понимаете, если ситуация с Мировым океаном, за счет которого - на минутку! - живет вся планета, сегодня не интересует крупные компании и науку, которая их обслуживает, то “послезавтра” начнут реализовываться прогнозы “Мусорного прибоя” Чэня Цюфаня, в котором человечество выживает на мусорных островах, или “Разрушителя кораблей” Поло Бачигалупи, в котором подъем Мирового океана уничтожил цивилизацию.
Это при том, что и сегодня Мировой океан исследован едва ли не хуже, чем околоземное пространство. А потенциально он способен дать такое количество рабочих мест, что его освоение может снять социальную напряженность во многих регионах мира.
Но для осознания долгосрочных последствий и долгосрочного планирования нужны кадры. В подготовку которых тоже надо вкладываться на десятилетия, а то и столетия вперед. Но почему-то эта область никак не упомянута, стратегических разработок на горизонте не видно. И получается на данный момент не “развитие технологий для человека”, а “человек для развития технологий”.
Остается, правда, шанс, что эта подготовка идет в секретных орденах, вроде Бене Гессерит из “Дюны”.
Но это уж совсем мрачная история.