За умышленный поиск экстремистской информации отныне предусмотрен штраф. Активно начат перевод электронного общения между гражданами и с государством в национальный мессенджер Max. Расширяется спектр программного обеспечения из недружественных стран, пользоваться которым будет все проблематичнее. Мы видим яркое проявление долгосрочных тенденций, которые необходимо знать и учитывать в работе любому специалисту по работе с информацией. Тем более - информационщикам общественных организаций. Больно уж сфера деятельности, знаете ли, чувствительная.
Эти три новости стоит рассматривать в комплексе, отключив эмоции и оценочные суждения. Да, над рекламной кампанией “национального мессенджера” не смеялся только ленивый. Да, к закону о “поиске экстремизма” масса вопросов даже у самых беззаветных государственников.
Первое - контроль за средствами распространения информации будет усиливаться. Где-то - со стороны государства, где-то - со стороны транснациональных компаний (но тоже руками государственных органов). Также все сильнее будет контроль за действиями пользователя и его “цифровым следом”. Так что ваше - это только то, что вы полностью контролируете. Это прекрасно понимали, кстати, большевики. “...Чтобы непременно были заняты а) телефон, б) телеграф”, - Владимир Ильич Ленин дело говорил.
Второе - интернет все быстрее будет распадаться на отдельные сегменты, каждый со своими правилами, нормами и степенью ответственности пользователя за свои действия. Границы сегментов совершенно не обязательно будут совпадать с государственными. Скорее, будут обозначать размеры и степень идеологического и экономического влияния той или иной контролирующей силы. Об этом, например, вполне определенно не так давно заявила Валентина Матвиенко. “России нужен суверенный искусственный интеллект, а чужеродному ИИ надо поставить заслон”, - цитируют Матвиенко информагентства. Ее б устами, как говорится... Пока что полностью выстроить что-то собственное удалось только Китаю и - отчасти - Северной Корее. Китайцы соединили высокий уровень развития собственных технологий с выгодной для граждан цифровой экономикой, государственным контролем и - понятной государственной идеологией. И, что главное, при этих условиях смогли насытить свой интернет огромным объемом собственного контента.
Третье - лозунги “технологии вне политики” и “это же просто программа” окончательно умерли. Сегодня выбор инструментов и платформ - это, по сути, выражение своей идеологической позиции. При этом сервис, группу в котором вы старательно развивали, создавали контент, убеждали людей подписываться, завтра может оказаться экстремистским.
Что в связи с этим делать информационщикам (и не только им)? Понять и принять несколько простых правил нового мира.
Во-первых - вам принадлежит только то, что находится на лично вам принадлежащем носителе. Лучше физическом. Все остальное - не ваше. Telegram-канал - не ваш. В любой момент его могут заблокировать. А в новых условиях он может стать еще и орудием шантажа, если в комментариях обнаружатся ссылки на “неправильный контент”. Музыка, которую вы слушаете “потоком”, тоже, кстати, не ваша. Модель жизни по подписке уже довел до совершенства Amazon. Еще с прошлого года компания ввела правила, по которым пользователь не может даже скачать и сохранить купленную им электронную книгу. Ждем того же от наших интернет-гигантов.
Во-вторых, интернет перестает быть местом открытого выражения мнений. Для информационщиков важнее то, что он перестает быть и удобным каналом получения обратной связи. Даже если это личное сообщение - см. выше о контроле каналов передачи информации.
Третье и главное - “реал” рулит. Поскольку начинает восприниматься как более или менее безопасное, защищенное от мошенников и назойливых контролеров пространство. Самое важное для информационщиков пространство - это пространство, где информация принадлежит вам. И распространяется на физических носителях или при прямом контакте человека с человеком.
Должен сказать, профсоюзы в этих условиях имеют преимущество. У них есть канал распространения информации на физическом носителе.
Газета “Солидарность” называется.