Сказать, что 2017 год для “наших” предприятий начался тяжело, - не сказать ничего. По мнению председателей первичек, да и самих работников, так плохо не было даже в 90-е.
Заработную плату за декабрь некоторые категории работников получили лишь 30 - 31 января. Почему - некоторые? Потому что в первую очередь выплачивают водителям и кондукторам, а затем, постепенно, всем остальным. На одном предприятии отключили телефонную связь, на два дня отключали электроэнергию за долги, с предупреждением о приостановке на больший срок. На другом крупном предприятии премию за январь урезали на 50%. В январе ограничили работникам бесплатный проезд на некоторых видах транспорта. И началось…
Члены профсоюза направились в профкомы писать заявления о выходе из профсоюза: мол, вы, профсоюз, “проедаете наши взносы и ничего не делаете”. Конечно, людей можно понять: низкие зарплаты, да еще и с задержкой на две недели, а сэкономленные на профсоюзных взносах 200 - 300 рублей пригодятся в бюджете семьи. К тому же хороший коллективный договор и так будет на них распространяться.
Такая “краховая” ситуация возникла в предприятиях не в 2017-м и не в 2016 году. А корнями уходит в годы “монетизации льгот”.
Так вот, про то, что профсоюз “ничего не делает”…
Если говорить о профсоюзных формах и методах работы, за эти годы для спасения наших предприятий было предпринято все, и по нескольку раз. От обращений и сбора подписей - до коллективных действий и приостановки муниципального транспорта (правда, на одну минуту). На протяжении восьми лет требования были одни и те же: “Сохранить муниципальный пассажирский транспорт и вернуть долги нашим предприятиям за выполненную транспортную работу”.
Использовали и так называемое социальное партнерство. На расширенных заседаниях пленумов и президиумов с представителями администраций, отраслевого министерства неоднократно рассматривали вопросы низкого социально-экономического положения работников, искали возможные пути выхода предприятий из сложной финансовой ситуации. Даже включали обком в работу группы при Заксобрании Свердловской области по решению вопросов муниципальных пассажирских предприятий, имеющих убытки из-за перевозки льготников. Там мы рьяно доказывали необходимость утвердить на уровне региона нормативную базу, обеспечивающую целевое возмещение недополученных пассажирскими предприятиями доходов из-за перевозки льготников. Много обращений, телеграмм “против нищеты” было направлено в адрес губернатора, а также 3892 подписи работников - на 303 листах!
Никакой реакции. Никаких конкретных, направленных на сохранение и реальную поддержку наших предприятий решений органов власти не последовало. И до сих пор не поступило в обком НИ ОДНОГО ответа на наши коллективные обращения, письма и телеграммы. Вот так воздействуют (а точнее сказать - не действуют) наши профсоюзные методы на органы власти!
Безусловно, тема компенсации расходов за перевозку льготных категорий - очень сложная и политическая. Одно ясно: у нас в регионе она не разрешится никогда. Льготники по праву должны быть обеспечены бесплатным проездом, а власти и бюджеты не готовы компенсировать нашим предприятиям убытки, так же как и расходы, понесенные на организацию транспортного обслуживания населения. Итог такой благотворительной работы - более чем миллиардная задолженность предприятий по НДФЛ, страховым взносам, перед бюджетом и внебюджетными фондами, блокировка счетов. И - возможная приостановка работы.
В феврале по решению президиума обком профсоюза направил в полпредство УРФО обращение. Надеемся, что предлагаемое нами решение о передаче МУПов в областную собственность будет положительно рассмотрено и работа предприятий стабилизируется. А если нет…
Останется один неиспользованный метод - забастовка.