О фильме “Зал самоубийц. Хейтер” режиссера Яна Комасы
Выпускник знаменитой Лодзинской киношколы польский режиссер Ян Комаса с первых же своих фильмов зарекомендовал себя как автор серьезного, часто социального кино. В его фильмографии - документальная лента о борьбе с наркотической зависимостью, военная драма о Варшавском восстании 1944 года и картина о религиозных поисках. Последняя, “Тело Христово”, была даже номинирована на “Оскар”, после чего Комасой заинтересовался “Нетфликс”, и уже следующая его картина “Зал самоубийц. Хейтер” в 2020 году вышла на этой платформе. В фильме режиссер очень жестко и прямолинейно высказывается о современном мире, где правят бал соцсети и пиар.
Главный герой киноленты - молодой парень Томаш Гемза (Мацей Мусяловский), которого отчисляют из Варшавского университета за плагиат. Мы видим, что не только преподаватели не хотят иметь с ним дело, но и родственники, к которым он ходит на “семейные ужины”. Эти состоятельные люди посмеиваются над своим племянником, приехавшим в столицу из провинции, и приглашают его к себе домой явно для “галочки”. Но Томаш Гемза оказывается не так-то прост.
Главная черта героя картины - отсутствие эмпатии. Его лицо, которое нам часто показывают крупным планом, лишено каких-либо эмоций. Последующие действия Томаша явно подпитываются желанием хладнокровной мести, которое накапливается где-то глубоко внутри. Томаша отвергают в университете, его не воспринимают всерьез родственники и девушка, которая ему нравится. В конце концов ему отказывают в работе приличные компании. На испытательный срок его берут только в пиар-агентство “Мастера шумихи”. И здесь перед нами разверзается ад.
Неимоверный цинизм, хамство и унижение - вот чем пропитана атмосфера в этом агентстве. Не говоря уже о том, над какими заказами они там работают. Основной профиль этих “мастеров” - уничтожение репутации. Ирония судьбы в том, что Томаш Гемза, похоже, действительно талантливый парень. Он знает, как работают соцсети, владеет инструментами пиара, а еще он находчивый и умелый - и в любое место проникнет, и прослушку поставит где надо, и доверием нужных людей заручится. Проблема в том, что талант его не подкреплен никакой нравственной основой. Перед нами настоящий социопат на службе у мерзавцев.
Как работают грязные технологии, лучше всего можно продемонстрировать на примере политики. Ян Комаса именно это и делает. Его герой Томаш Гемза “трудится” над уничтожением репутации кандидата в мэры Варшавы Павла Рудницкого (Мацей Штур). Выборы, лозунги, обещания - и здесь же черный пиар со стороны недобросовестных конкурентов. В вымышленную предвыборную кампанию режиссер вставляет реальные проблемы Польши и страхи избирателей. Комаса явно издевается над поляками, когда одним из лозунгов кандидата Рудницкого делает “Откроем Польшу для беженцев”, а самого Рудницкого записывает в ряды мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации.
Кроме того, что фильм Комасы говорит о злободневном, “Зал самоубийц. Хейтер” - это еще и кино высокого класса. То ли учеба в Лодзинской киношколе сказывается, то ли ресурсы “Нетфликса”, но работа съемочной группы под руководством Яна Комасы по-настоящему радует глаз, особенно работа оператора. Без сомнения, 43-летний Комаса - достойный продолжатель традиций польского кинематографа, сумевший к тому же заручиться поддержкой американцев.
Отдельно хочется сказать про исполнителя главной роли Мацея Мусяловского. Ему прекрасно удалось справиться с задачей сыграть флегматичного парня, ни разу, кажется, по-настоящему не улыбнувшегося за весь фильм.
“Все профессии нужны, все профессии важны”, - говорилось в одном детском стихотворении. Работа пиар-специалиста, безусловно, нужна и важна, но, как мы видим в этом фильме, если у пиарщика нет моральных принципов, то привести это может не только к ущербу для репутации, но и к трагическим последствиям. Ян Комаса при этом зрителей не жалеет - никакого хеппи-энда он нам не приготовил. В этом и главный недостаток картины, и ее достоинство одновременно. Все как в реальном мире - добро здесь побеждает далеко не всегда, к сожалению.
Александр Шершуков:
Фильм, конечно, не про профсоюзы. Хотя… У вас и вашей организации есть репутация? Или секреты? Так вот, это кино совершенно откровенно показывает, что а) все они могут стать известны и б) если вы ни в чем не виноваты, это можно легко исправить, когда за дело берутся профессионалы без принципов. Главный герой с выражением лица Жана-Луи Трентиньяна из старого (но вечно живого!) фильма “Конформист” показывает еще и эту сторону “нового дивного мира”, в котором мы сейчас живем. И решайте сами - насколько эти проблемы относятся к профсоюзам или трудовым отношениям. По-моему, относятся.
“Зал самоубийц. Хейтер”
Фильм польского режиссера Яна Комасы 2020 года. История начинается с того, как молодого человека отчисляют из университета за плагиат. И он идет работать в фирме, специализирующейся на изменении репутации организаций и людей, в том числе политиков. А репутация может меняться в разные стороны. И чужая, и твоя…
Действующие лица и исполнители:
Томаш Гемза - Мацей Мусяловский, Габриэла Красуцка - Ванесса Александер, Беата Санторска - Агата Кулеша, Зофья Красуцка - Данута Штенка, Роберт Красуцки - Яцек Коман, Павел Рудницкий - Мацей Штур.
Награды:
2020 - номинация на премию Польского кинофестиваля (“Лучший фильм”); 2021 - номинации на Польскую кинопремию (“Орлы”) в категориях “Лучший фильм” (режиссер Ян Комаса), “Лучший актер” (Мацей Мусяловский), “Лучший сценарий” и др.
Материал опубликован в "Солидарности" № 33, 2025