О фильме “Безумный город” режиссера Константиноса Гавраса
Французский режиссер Коста-Гаврас стал знаменитым в 1969 году после выхода фильма “Дзета”, который в следующем, 1970-м, получил “Оскара” как лучший фильм на иностранном языке. Гаврасу было всего 37 лет, а его картина уже произвела фурор как новое слово в жанре политического триллера. В фильмографии режиссера будет еще несколько ярких лент, снятых в этом жанре во время европейского периода его творчества. Но с начала 1980-х Коста-Гаврас начнет сотрудничество с Голливудом и переключится на социально-психологические драмы. Одна из них - “Безумный город” - вышла на экраны в 1997 году и стала последней в ряду его картин американского периода.
Она примечательна тем, что режиссер из Франции высвечивает некомпетентность государственной системы США в период экономического кризиса, показывает не очень разборчивое и подавленное общество и отдельно обращает внимание на то, как манипулирует населением американская пресса.
В фильме два главных героя. Один - телерепортер со скандальной репутацией Макс Брэкетт в исполнении Дастина Хоффмана, второй - бывший охранник Музея естественной истории Сэм Бэйли, его играет Джон Траволта. Оба - неудачники, страдающие из-за высокомерия начальства и собственной неспособности встроиться в общепринятые рамки. Брэкетт и Бэйли встречаются в тот момент, когда первый приходит снимать репортаж о тяжелом финансовом положении провинциального музея, а второй, вооружившись автоматом и сумкой с динамитом, заявляется туда же с требованием восстановить его на работе. В городе массовые сокращения, и в лице одной из их жертв Макс Брэкетт находит не просто главного героя для своего многочасового репортажа, но и возможность доказать коллегам, что они рано списали его со счетов.
Сюжет, в котором есть захват музея и дети-заложники, мог бы превратиться в настоящий боевик, если бы не образ захватчика. Джону Траволте досталась роль террориста поневоле. Его Сэм Бэйли на самом деле не хочет никого убивать, он только хочет, чтобы его выслушали и взяли обратно на работу. Но директриса миссис Бэнкс непреклонна. Именно ее поведение провоцирует Бэйли на крайние меры. “Таких, как я, никто не слушает”, - констатирует он.
Таких, как Макс Брэкетт, тоже никто не слушает, но тут приходится. Он, с одной стороны, становится посредником между полицией, телевизионщиками и горе-террористом, а с другой - настоящим режиссером происходящего внутри захваченного музея. Сэм Бэйли начинает ему доверять и спрашивать совета, и Брэкетт оказывается единственным, кто по-настоящему пытается ему помочь, ведь Бэйли в его глазах - “обычный парень, которого загнали в угол”.
В русской литературе XIX века был такой тип героя - “лишний человек”. Это и Онегин, и Печорин, и вместе с ними герои Тургенева, Гончарова, Чехова. Макс Брэкетт и Сэм Бэйли тоже оказываются лишними в процветающем мире цинизма и лицемерия. Один слишком дотошно относится к своей профессии, другой - слишком мягкотел и не амбициозен (он даже требований к властям не может придумать, кроме как вернуть его на работу).
Важная линия в фильме обрисовывает, как ведут себя работники телевидения, освещая захват заложников в музее. Никого из них не волнует, почему несчастный охранник решился на это, и никто, кроме Макса Брэкетта, не пытается объяснить, что это не Бэйли такой монстр, а система, которая толкает людей на отчаянные поступки. Как только благодаря Брэкетту телезрители начинают проникаться к захватчику сочувствием, телевизионные боссы делают все, чтобы выставить его в худшем свете: ведь делать из такого человека героя нельзя, а тем более - ему сострадать. Но, как мы увидим, телевидение вообще не очень умеет сострадать. Показательную фразу произносит пожилой главный редактор местного телеканала, который отмечает цинизм происходящего: “Сотни людей из-за махинаций банка остались без своих сбережений, но никто это не освещает. Всем нужна сенсация”.
Прощаясь с Америкой, Коста-Гаврас в этом фильме выносит ей диагноз. Делает он это хоть и чересчур прямолинейно, но все равно впечатляюще. Лучше всего его картину могла бы завершить фраза из одного известного фильма Никиты Михалкова: “Господа, вы звери”.
Александр Шершуков:
Коста-Гаврас - режиссер, который всегда интересен (согласен ты с ним или нет). А Дастин Хоффман и Джон Траволта - первоклассные актеры - добавляют режиссерским мыслям высокое исполнение. Но если говорить о содержании - это, как ни странно, фильм про американскую глубинку, которая в какой-то момент становится похожей на российскую. Когда мы читаем о том, как российский работник, которому не заплатили или уволили, пошел с оружием и застрелил начальника, мы как бы думаем - “это только у нас”. Да нет. Везде. Вот в данном случае в Штатах. Уволили потому, что нужно было кого-то уволить. Оставили без денег. Уволенный некоторое время имитировал для семьи продолжение работы. А потом отчаялся и взялся за оружие. Это один главный герой и его бывшая работа. А второй главный герой - тележурналист, которого тоже выперли с работы из-за простого проявления человеческих эмоций. Разная работа, итог один. Увы. А фильм хороший.
“Безумный город”
Фильм 1997 года режиссера Коста-Гавраса рассказывает об уволенном охраннике музея, который просто пытается вернуть работу. Хотя бы и с оружием в руках. И тележурналисте, который начинает вести о нем репортаж и пытается спасти от тюрьмы.
Действующие лица и исполнители:
Сэм Бэйли - Джон Траволта; Макс Брэкетт, журналист, - Дастин Хоффман; Лори Каллахан, помощница Макса, - Миа Киршнер; Кевин Холландер, телеведущий, - Алан Алда; Лу Поттс, начальник Макса, - Роберт Проски; миссис Бэнкс, директор музея, - Блайт Даннер; Долен, телеведущий, - Уильям Атертон; Алвин Лемке, начальник полиции, - Тед Левайн.
Материал опубликован в "Солидарности" № 47, 2024