О фильме Марка Хермана “Дело - труба”
Социальные реформы Маргарет Тэтчер, ее борьба с профсоюзами и практически ликвидация угольной отрасли в Великобритании в середине 1980-х годов стали той национальной травмой, которую в рамках своего творчества пытался осмыслить не один английский режиссер. Как в Германии такой травмой стало возведение Берлинской стены (там до сих пор редкий фильм обходится без упоминания этой темы), так в Англии снят десяток фильмов о борьбе шахтеров за свои права и печальном исходе их протестов. Автор одного из этих фильмов - режиссер Марк Херман. Его картина “Дело - труба” вышла в 1996 году.
Казалось бы, еще одна история о шахтерах. Притом что работа Хермана незатейлива по съемке, в ней есть главное, что ее отличает. Это интонация. Здесь есть печаль, разочарование и усталость героев от своей неустроенной жизни, но здесь же взаимовыручка, любовь к своему делу и искреннее отношение друг к другу. А еще неожиданный ракурс: герои Марка Хермана не просто шахтеры - они музыканты. И труба в названии фильма имеет не только переносное значение.
Действие фильма происходит в маленьком городке Гримли где-то на севере Англии. Там закрывают угольную шахту, - как водится, единственное в этом месте предприятие. Под угрозой ликвидации оказывается и местный оркестр. Судьба оркестра и его участников выходит в картине на первый план, добавляя истории еще большего драматизма и лиричности одновременно. Сводки о закрытии шахты идут фоном так же, как и встречи рабочих с руководством. На этих встречах чаще других звучат слова “компенсация” и “пособие”. Шахтеры сначала не соглашаются на такие условия, но в конце концов вынуждены их принять - другого выбора им не оставляют.
Одна из главных сюжетных линий фильма связана с подготовкой музыкального коллектива из Гримли к национальному конкурсу духовых оркестров. Он должен пройти аж в самом Альберт-холле в Лондоне. Герои же картины из-за событий на шахте участвовать в конкурсе не хотят и вообще думают о завершении своей музыкальной карьеры. Но тут в оркестре появляется женщина, и дело принимает новый оборот. Режиссер Марк Херман удачно смешивает в фильме социальное и романтическое, печальное и смешное. И это, пожалуй, главная черта его картины. Отсюда и вырастает та самая интонация, которая делает фильм особенным.
За пронзительность в фильме отвечают два центральных персонажа - руководитель оркестра Данни и его взрослый сын Фил, у которого уже у самого “семеро по лавкам”: кроме того, что он шахтер и музыкант, он еще и многодетный отец. Данни в тончайшем исполнении Пита Постлетуэйта - настоящий фанат своего музыкального дела. Он единственный, кого не заботит положение шахты и приближающееся сокращение. Его цель - пройти по Лондону и достойно выступить в знаменитом концертном зале. Сын Данни музыкальную карьеру оркестра оценивает более трезво. Для него главное - прокормить свою семью и не оставить ее без крыши над головой. Ради этого он начинает подрабатывать клоуном на детских праздниках. Веселить других у него не очень получается, и вскоре он оказывается в больнице после неудачной попытки самоубийства. К слову, в той же больнице в это время уже будет бороться с тяжелой болезнью его отец.
Мужчины в фильме Марка Хермана пребывают в тоске, женщины в отчаянии, и кажется, нет ни выхода, ни просвета в этом замкнутом круге. Как бы, возможно, ни хотел режиссер закончить эту историю на мажорной ноте (хотя она все-таки звучит в конце благодаря несломленным музыкантам из Гримли), финал фильма взят из жизни. И он, конечно, не мог быть счастливым. Музыканты победили, а шахтеры в этом “чемпионате” против государства проиграли. О чем и сообщают зрителям финальные титры.
Александр Шершуков:
- Наверное, среди сюжетов профсоюзных фильмов история закрытия Маргарет Тэтчер угольных шахт в Англии и борьбы против этого шахтеров - одна из часто повторяющихся. Но в этом фильме само закрытие шахты идет скорее как фон. А на переднем плане - художественная самодеятельность!
Это, кстати, к вопросу: занимаются ли члены иностранных профсоюзов чем-либо, кроме борьбы за свои права? Здесь ответ ясный: и - занимаются, и - на хорошем уровне. При этом интересно вот что. Сюжет, разворачивающийся скорее как стандартная романтическая история с хорошим концом, к финалу совершенно внезапно возвращается к профсоюзной составляющей. Это момент, когда умирающий дирижер шахтерского оркестра отказывается от награды всей своей жизни и произносит обличительную речь в адрес и правительства, гнобящего рабочие места, и, наверное, большей части общества, которое спускает это правительству.
Прекрасный, незаслуженно неизвестный у нас фильм с перворазрядными актерами, многие из которых “выстрелят” через пару лет после выхода фильма в нескольких мировых блокбастерах. Интересно - помнят ли они сейчас о профсоюзе?
“Дело - труба”
Английский фильм 1996 года. В городке закрывается шахта, на которой трудится большинство трудоспособных жителей. Одновременно любительский духовой оркестр шахтеров борется за победу в национальном конкурсе и выступление в Альберт-холле. Ни у кого нет денег, все сидят в долгах, многие теряют веру в будущее.
Действующие лица и исполнители:
Данни Ормондройд - Пит Постлетуэйт, Энди Барроу - Юэн Макгрегор, Глория Муллинс - Тара Фицджеральд, Фил - Стивен Томпкинсон, Гарри - Джим Картер, Джим - Филип Джексон.
Награды:
1997 - победитель Международного кинофестиваля в Эмдене; победитель в жанре “Комедия” британского кинофестиваля газеты The Evening Standard; Гран-при Парижского кинофестиваля; победитель (специальный приз жюри) Международного кинофестиваля в Токио. Приз за лучший киносценарий (Марк Херман) Гильдии писателей Великобритании.
1998 - лауреат национальной кинопремии Франции “Сезар”; German Film Awards - премия за лучший иностранный фильм; Guild of German Art House Cinemas - “серебро” в категории “Лучший иностранный фильм”.
Материал опубликован в "Солидарности" № 25, 2019