Картины классика европейского кино британца Кена Лоуча никогда не получали призов за операторскую работу, сценарий или монтаж. Но они нередко побеждали на международных киносмотрах в самой главной номинации - “лучший фильм”. Лоуч снимал и продолжает это делать в гиперреалистическом стиле, стремясь показывать жизнь правдиво, со всеми ее ранами и болячками. Родившись в семье шахтера, Лоуч (которому в 2016 году исполнилось 80) всю жизнь рассказывает в картинах про людей из самых незащищенных слоев общества. Одна из них - “Рифф-Рафф”, вышедшая в 1991 году, через полгода после отставки Маргарет Тэтчер с поста премьер-министра Великобритании. Про нее, кстати, в фильме тоже упоминается. Разумеется, нелестными словами.
Действие картины происходит в Лондоне, но никаких атрибутов британской столицы, главных достопримечательностей мы не увидим. Перед нами - будни рабочих, которые ремонтируют старое здание. Главному герою Стиву около 30, он недавно освободился из тюрьмы и отправился на заработки в Лондон. На стройке Стив встречает таких же обездоленных, “лузеров”, как и он, приехавших в столицу из разных городов в поисках лучшей жизни. Второе название фильма - “Отбросы общества”. Однако Лоуч не был бы собой, если бы не ставил целью пробудить в зрителе сочувствие к героям. Сам он по-настоящему их любит и сопереживает им. Режиссер показывает, что эти “неудачники” - люди добродушные, чуткие, постоянно сталкивающиеся с несправедливостью и при этом не унывающие.
“Отношение означает стиль. Стиль означает отношение”, - говорилось в манифесте британских режиссеров, которые продолжили в кинематографе идеи писателей из “поколения рассерженных” в середине 1950-х годов. Кен Лоуч пришел в кино в 60-е, но во многом унаследовал заветы предшественников, которые выступали против социального неравенства и власти денег, поднимая эти темы в своих произведениях. Именно неравнодушие Лоуча, переживание за простых людей определяют особенности его режиссерского кредо.
В фильме “Рифф-Рафф” он рисует образ трудяг, способных на несогласие с царящими порядками. Главная роль здесь отводится работяге по имени Ларри. Он объясняет коллегам, что “надо сопротивляться вместе”, дает наставления и говорит о необходимости профсоюза. Ларри увольняют, когда он обращает внимание начальника на нарушения техники безопасности, но огонек, который ему удалось разжечь, в конце фильма перерастет в настоящее пламя, в прямом смысле этого слова.
Кен Лоуч - тот редкий режиссер, который из скучного пыльного жанра может сделать по-настоящему сильное кино. Несмотря на дух критического реализма, фильм полон обаяния. Благодаря живой нелитературной речи героев, комическим ситуациям и любовной линии его интересно смотреть, а герои вызывают сочувствие и симпатию.
“Не мы изобрели систему, сынок, но мы можем ее изменить”, - скажет один из героев следующего фильма Лоуча “Град камней”. Эти слова могут быть девизом персонажей всех его фильмов. Неважно, как их называют, “лузеры”, неудачники или “отбросы общества” - все они настоящие борцы. Они делают все, что в их силах, преодолевая суровые жизненные обстоятельства. Кен Лоуч всегда дает героям возможность почувствовать себя победителями, пусть и ненадолго. В финале фильма “Рифф-Рафф” Стив с напарником поджигают здание, ремонтом которого они занимались все эти дни. Назвать это победой, конечно, трудно, но герои в тот момент торжествуют.
В 1991 году фильм “Рифф-Рафф” получил приз Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ на Каннском фестивале. В 2016-м те же критики будут недоумевать по поводу присуждения Лоучу “Золотой пальмовой ветви” за фильм “Я, Дэниел Блэйк”. По их мнению, это дурной тон - награждать фильмы, снятые в устаревшей манере, в жанре “реализма кухонной раковины”. Но в данном случае мнение критиков пристрастно. Идут годы, а Кен Лоуч по-прежнему остро чувствует главные болевые точки своего времени и говорит об этом в своих фильмах. И неважно, каким способом он это делает.
Александр Шершуков:
“Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!” - эта фраза Ивана Бездомного из “Мастера и Маргариты” относится и к данному фильму. В том смысле, что советским почитателям Маргарет Тэтчер предварительно надо было бы посмотреть, к чему людей с небольшим заработком приводит “рейганомика” и “тэтчерономика”. Пустые дома, из которых за неуплату выселены жильцы. Наркотики, низкая поденная зарплата. Мгновенное увольнение после слова “профсоюз”.
Вышел фильм аккурат до реформы цен Егора Гайдара в 1992 году. Что тоже символично. “Солидарность” же обозревает картину “Рифф-Рафф” как раз в тот момент, когда Министерство юстиции предлагает лишать должников единственного жилища. Так что фильм стоит посмотреть не только из-за хороших актеров, но и как своеобразный взгляд на перспективу: что будет с Родиной и с нами, если наша история пойдет по схожему пути?
Впрочем, волнуют ли сегодня кого-либо художественные произведения, если в них нет инопланетян, красивой картинки богатой жизни (пусть даже в стиле “богатые тоже плачут”) или танцев? Не уверен. Представить себе российский фильм о строительных рабочих можно лишь как “Яйца судьбы”, где гастарбайтеры из Азии сражаются со злодеем-олигархом. Интересуют ли россиян их условия труда и их зарплата на киноэкране? Неизвестно. Практически никто и не пробовал. То ли боятся, то ли никому из спонсоров не интересны “отбросы общества”. Жаль. Как говорится, тема ждет своего Бондарчука - то ли Сергея, то ли Федора.
“Рифф-Рафф” (альтернативный вариант - “Отбросы общества”)
Художественный фильм, снятый британским режиссером Кеном Лоучем в 1991 году. Герои - разнорабочие, случайно встретившиеся на строительной площадке реконструируемого жилого дома в Лондоне. Приехавшие в поисках работы со всей страны, они вынуждены вести полулегальную жизнь, регистрируясь под вымышленными именами и находя кров в брошенном жилье.
Награды и номинации:
1991 - специальный приз Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале (Кен Лоуч); 1991 - премия European Film Awards за лучший европейский фильм (продюсер Салли Хиббин), а также номинация в категории “Лучшая мужская роль второго плана” (Рикки Томлинсон); 1992 - номинация на “Европейскую серебряную ленту” Итальянского национального синдиката киножурналистов; 1993 - номинация на премию “Гойя” за лучший европейский фильм (Кен Лоуч); 1993 - специальный приз фестиваля Prix Italia.
Действующие лица и исполнители:
Роберт Карлайл - Стив; Эмер Маккорт - Сьюзен; Джим Р. Коулмэн - Шем; Джордж Мосс - Мо; Рикки Томлинсон - Ларри.
Материал опубликован в "Солидарности" № 7, 2017