Таких фильмов у нас еще не было: пять премий “Оскар” из десяти номинаций и победа в главной из них - “Лучший фильм”. Дело происходило в 1942 году, когда в самой престижной номинации были представлены, на минуточку, “Гражданин Кейн” и “Мальтийский сокол”. Это потом они станут легендарными фильмами, а тогда они проиграли картине режиссера Джона Форда “Как зелена была моя долина”, о которой сегодня мало кто помнит. А ведь Джон Форд - один из столпов мирового кинематографа. При жизни он получил репутацию короля вестернов и снял около 130 фильмов, за четыре из которых получил “Оскар” как лучший режиссер (единственный в истории).
Картина “Как зелена была моя долина” далека от приключенческих фильмов со стрельбой и погонями. Здесь главные герои работают в шахте и живут самой обычной жизнью. В центре внимания - семья Морганов. У них семеро детей, и рассказ идет от лица младшего из них. Собственно, весь фильм - это воспоминания Хью Моргана, которого мы видим еще мальчишкой. Действие происходит в начале ХХ века, в шахтерском поселке в долине Южного Уэльса. Джон Форд и сценарист Филип Данн удивительным образом сочетают в картине социальное с личным. Здесь на первый план выходят события то на шахте, то в доме главных героев. В самом начале мы узнаем, что рабочим сокращают зарплату и они решают начать забастовку. В их числе пятеро сыновей Гвилима Моргана. Сам же глава семейства выступает категорически против того, чтобы бастовать. Таким образом, в большой и до того дружной семье назревает раскол.
Фильм был снят по роману британского писателя Ричарда Луэллина. Можно удивиться, но по своему духу история, рассказанная Луэллином, напоминает “Войну и мир”. В “Долине”, как и в эпопее Льва Толстого, большую роль играет “мысль семейная” (российским школьникам нередко приходится писать сочинение на эту тему). Здесь много настоящей любви, которая порой прячется за строгостью, и много жертвенности, прежде всего со стороны жены старика Гвилима Бэт Морган. Как и у толстовских героев, здесь тоже случаются драмы. Одна из них - романтические отношения единственной дочери Морганов и приходского священника.
В фильме Форда обращает на себя внимание манера съемки. Здесь почти нет крупных планов и изо- щренного монтажа. Здесь вообще, кажется, все снято просто. И в этом фирменный стиль режиссера. Чтобы показать прозу жизни, он не прибегает к сложным художественным приемам. Еще одна особенность - в подборе актеров. В этой голливудской картине на главные роли были приглашены уроженцы исключительно Великобритании и Ирландии. Действие фильма, напомним, происходит в Уэльсе, из которого сыновья Гвилима Моргана мечтают уехать в Америку. Для Джона Форда, к слову, это была знакомая история, так как он сам родился в семье ирландского иммигранта.
Если же задаться вопросом, про что все-таки фильм “Как зелена была моя долина”, то можно точно сказать - не про шахтеров и их тяжелые будни, не про конфликт отцов и детей. Самый правильный ответ: про любовь и тоску по прошлому. На протяжении фильма мы слышим за кадром голос уже повзрослевшего Хью, рассказывающего о событиях из детства. Он вспоминает свой дом, семью и родные места. И чувствуется, что как ни тяжела была тогда жизнь, возможно, это было самое счастливое время для них всех, поскольку они были вместе. Именно это делает фильм Джона Форда, снятый в 1941 году, понятным и близким многим. Ведь ничего нет в жизни важнее семьи, родительского дома и нашей с ним внутренней связи, где бы мы ни жили и кем бы мы ни были.
Александр Шершуков:
- Фильм интересен для профсоюзного зрителя сразу с нескольких сторон.
Во-первых, нарисован как раз тот момент, когда совершенно традиционная - в поведении, привычках, стереотипах - аудитория работников стала выделять из себя активную часть. Ту, которая, несмотря на недовольство старших, создает профсоюз.
Во-вторых, удивительно то, что это традиционное общество работников, тем не менее, не ассоциирует себя с интересами собственника. Нет такого: “мы делаем одно общее дело”. И даже уважение к владельцу шахты, которое проявляет глава дома, сильно расходится со словами его жены. Та, обращаясь к бастующим шахтерам, заподозрившим ее мужа в штрейкбрехерстве, формулирует ситуацию вполне конкретно: “Вы знаете моего мужа. Сказать что он на одной стороне с владельцем, - это не чепуха, это грех”. Причем в ее устах, богобоязненной женщины, грех - это серьезно!
В-третьих, интересно наблюдать, откуда пошло то шахтерское профсоюзное братство, которое в уже отрецензированном нами фильме “Билли Эллиот” боролось с Тэтчер против закрытия шахт. Откуда пошло выражение “не пересекай линию пикета”.
Этот фильм - о шахтерах и профсоюзе - в 1941 году смог одолеть в борьбе за “Оскар” моего любимого “Гражданина Кейна” Орсона Уэллса, а также классического “Мальтийского сокола” с Хэмфри Богартом. И это значит для кинолюбителей… вы даже не представляете что.
“Как зелена была моя долина”
Фильм был снят в 1941 году режиссером Джоном Фордом по роману Ричарда Луэллина и повествует о жизни семьи Морган в угольном бассейне Южного Уэльса в начале XX века. События развиваются вокруг семейного быта шахтеров, их попыток борьбы за права.
В ролях
Уолтер Пиджон - мистер Грифид, Морин O`Хара - Ангхарад Морган, Родди Макдауэлл - Хью Морган.
Награды
1941 - попадание в десятку лучших фильмов по версии Национального совета кинокритиков США.
1942 - 5 премий “Оскар”: “Лучший фильм” (Дэррил Ф. Занук), “Лучшая режиссура” (Джон Форд), “Лучшая мужская роль второго плана” (Дональд Крисп), “Лучшая операторская работа” (Артур Миллер), “Лучшая работа художника-постановщика” (Ричард Дэй, Натан Джуран и Томас Литтл).
Кроме того, у ленты было еще 5 номинаций: “Лучший адаптированный сценарий” (Филип Данн), “Лучшая женская роль второго плана” (Сара Олгуд), “Лучший монтаж” (Джеймс Б. Кларк), “Лучшая музыка” (Альфред Ньюман), “Лучший звук” (Эдмунд Х. Хансен).
Материал опубликован в “Солидарности” № 37, 2018