Первая цифра в заголовке - число листов.
Вторая цифра - число документов, в которые складываются эти листы.
Третья цифра - число папок, в которых лежат эти документы.
Четвертая - число людей, которым принадлежат эти документы.
А все вместе - четыре тяжеленные коробки с данными о кандидатах, и эти коробки в ночь с 8 на 9 июля уполномоченные представители партии “Союз труда” и я, председатель партии, притащили в Центральную избирательную комиссию РФ.
Последовательность юридических действий для партий на выборах следующая. Вначале съезд и выдвижение списков кандидатов, затем - предоставление данных на кандидатов в ЦИК, который говорит, что в этих данных так, а что не так. Если в итоге документы устраивают, то список заверяют, и можно открывать избирательный счет.
Только после этого партии, которым не нужно собирать подписи, занимаются агитпропом избирателей. А тем партиям, которым нужно собрать не менее 200 тысяч подписей, именно с этого счета нужно оплатить изготовление листов, рассылку их по регионам и прочие избирательные действия. 3 августа до 18 часов ЦИК принимает от партий заполненные подписные листы. При этом листы должны быть заверены и росписью сборщика подписей, и росписью уполномоченного партии. А еще - прошиты и с твердой обложкой!
Как говорится в пословице, “таскать вам не перетаскать!”.
Съезд партия “Союз труда” провела еще 21 июня, но только в первых числах июля были собраны документы от кандидатов. Для ясности. Легче всего собирать документы, когда кандидат в депутаты - голодранец без работы, доходов и имущества. Но если у кандидата есть жена и (не дай бог) несовершеннолетние дети - придется заполнять справки о заграничном имуществе на каждого из них. Среди кандидатов от “Союза труда” нашелся один счастливый обладатель загрансобственности. А именно - квартиры в Одессе, доставшейся по наследству. Однако остальным страдальцам также нужно заполнять справки, уже об отсутствии этой собственности - на себя и родственников. Если вы (спаси, господи!) за последние три года купили машину или квартиру - заполняйте справку о том, за счет чего это сделали. И на себя и на родственников. А если не купили? Все равно заполняйте! Просто с пустыми графами. А для каждой справки на родственника нужны его паспортные данные (или свидетельство о рождении - на ребенка), которые нужно внести в базу данных, вывести справки и отправить на подпись кандидату.
Или, скажем, закон требует от кандидата в депутаты указать место работы. А кандидат (слава богу!) уже пенсионер и вроде бы места работы не имеет. Подтверждать нечего? Ан нет! Только приложенная копия пенсионного свидетельства докажет ваше право на отдых от работы. Кандидаты в депутаты, особенно такие политически невинные, как от “Союза труда”, все эти тонкости понимали не очень. Пришлют, скажем, справки только на себя, а из копии паспорта ясно, что есть жена (муж) и дети, - значит, справки нужны и на них. Таких ситуаций за две недели мы насмотрелись выше крыши. Но, повторюсь, к ночи 8 июля документы сдали. Как это происходило технически?
Кроме бумажной канители, была канитель электронная. Дело в том, что все эти данные сдаются в ЦИК как на бумаге, так и занесенные в специальную базу данных. Эту базу данных приносят в ЦИК вместе с бумажными документами, копируют в систему ГАС “Выборы” и делают распечатку по каждому кандидату. А далее в большой комнате за столы садятся примерно 30 - 40 человек, проверяют принесенные документы, не только сличая их с распечаткой, но и содержательно. К примеру, если в копии паспорта кандидата записаны жена, муж или дети, а справок о собственности (см. выше) на этих родственников нет, то это недостаток, который нужно устранить. Причем устранить - это представить в короткие сроки правильные документы.
В нашем случае процесс начался в 8 июля в 18:15 и закончился 9 июля в два часа ночи. И это еще повезло - документы от ЛДПР принимали 13 часов. В ЦИК я был впервые, процедуру наблюдал и участвовал в ней тоже впервые. При этом скажу одну не очень популярную вещь. И по рассказам, и по участию региональных отделений партии “Союз труда” в выборах я наслушался вполне реальных историй о нарушениях в избирательном процессе. Можно сказать, шел в ЦИК с ощущением Димы Семицветова из “Берегись автомобиля” во время его общения с тестем (“Нет, все-таки надо тебе дать ногой под зад!”).
Так вот, я, конечно, извиняюсь, но к моим 47 годам от роду ни в одном государственном учреждении СССР и Российской Федерации со мной как гражданином - и, в данном случае, представителем партии - доселе не разговаривали так уважительно. Не в смысле общей ласковости, а в смысле содержательного выполнения государственной функции обеспечения выборов. Не работа на “отвали”, а объяснение - что не так и что нужно исправить. Это не означает отсутствия претензий к поданным документам - на днях мы понесем в тот же ЦИК исправления на 400 листах. Это не означает автоматического заверения списка партии “Союз труда”. Но на сегодня - полет нормальный. Интересно - что будет завтра?