Центральная профсоюзная газета16+

Больной перед смертью потел

Каждый на свой манер раздражен окружающими его проблемами. У меня наибольшее раздражение вызывает одна конкретная ситуация - когда меня держат за идиота.

Не лично меня, и не в связи с моими частными проблемами, а меня вместе с большим числом граждан и по проблемам, которые у нас с этими гражданами примерно общие. И дело даже не в простом или сложном обмане. Гораздо более обидна ситуация, когда даже особых усилий, чтобы меня ввести в заблуждение, не прилагается. В том смысле, что - и так, мол, сойдет. Не поверит, так смирится. Поясню на примерах.

Буквально на днях снова всплыла история с зарплатами топ-менеджеров крупнейших государственных компаний. Что-де их никак нельзя заставить публично огласить зарабатываемую в этих компаниях зарплату. Позвольте не согласиться насчет “невозможности заставить”. У нас в стране за последние двадцать лет менялась даже Конституция. Сливались регионы, пришли и ушли массовые голосования по выборам губернаторов. Возникают и исчезают налоги. Министерства появляются и рушатся. И вот, понимаешь ли, только зарплату руководителей госкомпаний никак нельзя узнать! Хотя - чего уж проще? Одна поправка к закону о коммерческой тайне.

При этом все прекрасно понимают, почему подобной поправке не бывать, во всяком случае сейчас. Потому что и руководители госкомпаний, и руководители большинства частных компаний получают неприлично большую зарплату. В части госкомпаний ситуация выглядит вдвойне неприлично, поскольку она никак не коррелируется ни с экономическими достижениями этих компаний, ни с зарплатами основной массы сотрудников. Но когда это неприличие завуалировано, находится в сфере домыслов и сплетен - это одно. А когда - вот он, Петр Петрович, и его зарплата - на сайте компании, и любой может убедиться, что получает Петр Петрович по 1 млн в день за непосильный труд, который к тому же привел не к росту доходов компании, а к финансовым трансфертам в компанию из госбюджета... Это же разница! Более того, прямое разжигание социальной розни получается. Вот именно потому нас и спасают от этих черных мыслей сокрытием зарплатных неприличностей. Хотя об этом знают все.

Другой пример. Начались разговоры о повышении пенсионного возраста. Снова здорово! Только что страна перешла на новую пенсионную систему. Когда ее вводили, аргументы были такие, что-де “с расчетом не в деньгах, а в баллах - заживем по-настоящему”. Перешли на баллы, прошло меньше года. И тут - опа! Снова кончились деньги? “Гранаты (баллы) у него не той системы”? Я даже не буду упоминать о том, как, когда и в каком объеме государство перечисляет деньги в пенсионный фонд за своих будущих пенсионеров (бюджетников). Есть еще более откровенное кидалово (извините за технический термин - все остальное звучит еще более неприлично). Каждый раз, как только возобновляется разговор о повышении пенсионного возраста, возникает такой аргумент: если повысить возраст, то люди смогут дольше работать. Как будто кто-то сегодня запрещает дееспособному мужчине в 61 год, востребованному на рабочем месте, трудиться в меру сил?! Однако нам же не могут прямо сказать: мы хотим забрать у вас деньги размером в пять лет оплачиваемой пенсии, на которую (как вы считали) вы отчисляли пенсионные взносы. Поэтому мы лучше расскажем вам, как расцветет ваша жизнь и востребованность в обществе в случае повышения пенсионного возраста.

Рядом с этим примером стоит пример о... о господи!.. о том, что “рост производительности труда должен опережать рост зарплат”. По идее, должен. Другое дело, что поиск правильного соотношения продолжается уже двадцать лет. Как в анекдоте про математиков, которым для точных расчетов нужен идеальный сферический конь в вакууме. Кого волнует, что такого коня нет в природе? Кого волнует, что никто не в состоянии просчитать производительность труда у бюджетников (а значит - и “правильные” темпы роста их зарплаты)? Кого волнует, что после всех повышений зарплат половина работников вынуждена брать потребительские кредиты из-за бескормицы? Наконец, кого волнует, что нынешние, якобы низкие, темпы роста производительности труда никак не мешают расти доходам собственников компаний? Но, несмотря на предполагаемый ответ на все эти вопросы, нам, думаю, еще двадцать лет будут петь песню о “низких темпах”.

Отдельное подразделение “лапши на ушах” - того, что знают все и что нельзя говорить вслух - это эвфемизмы. Когда во время Второй мировой войны фашисты употребляли термин “окончательное решение еврейского вопроса”, под этим подразумевалось уничтожение евреев в лагерях смерти. Это и был эвфемизм. То есть приглядное слово для неприглядного деяния. Прошла война. Наступило время экономических “реформ”. И современную Россию захлестнул термин “оптимизация”. То есть ликвидация (слияния и пр.) организаций и увольнение работников. Ну так скажите прямо: мы вас уволим и сэкономим деньги. (Будут ли, с точки зрения потребителя, лучше работать “слитые” учреждения - вопрос, мягко говоря, дискуссионный. Последний доклад Счетной палаты о медицине и культуре многое поясняет.) Однако прямо нам про увольнения и экономию не говорят. Чтобы не расстраивать. За что, конечно, большое и человеческое спасибо. А что чувствуешь себя дураком - так впервой, что ли?..

Автор материала:
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности