В конце января правительство России представило общественности план антикризисного управления страной. Он включает в себя, помимо прочего, подготовку отраслевых программ по импортозамещению и поддержку сферы АПК на сумму до 50 млрд рублей. Некоторые эксперты в сфере бизнеса, экономики и даже научной политической мысли считают, что разговоры об импортозамещении - это просто фикция для внутреннего употребления, поскольку реально в этом направлении делается (если делается вообще) крайне мало. Вопросы, в частности, вызывает поддержка финансового сектора экономики, возможно, в ущерб реальному.
Все разговоры об импортозамещении, курс на которое объявило правительство в своем антикризисном плане, - “не более чем политический пиар и политическая болтовня”. Об этом заявил 29 января на пресс-конференции генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор политических наук Степан Сулакшин.
- Самое странное и тревожное решение заключается в тезисе правительства о том, что можно “пересидеть” [кризис]. Цитирую план: “Правительство Российской Федерации рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков позволит нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия, благоприятные для российской экономики”, - указал эксперт.
27 января правительством РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. В план включено, в частности, сокращение бюджетных расходов в текущем году на 10% и еще на 5% в течение трех последующих лет, докапитализация “системно значимых” банков на 1 трлн рублей, поддержка сферы АПК на сумму до 50 млрд рублей и подготовка отраслевых программ по импортозамещению в промышленности и ТЭК.
Последнему вопросу в основном и была посвящена пресс-конференция, тему которой обозначили так: “Импортозамещение или суверенизация российской экономики?”. Странноватое противопоставление, если иметь в виду, что наращивание собственного производства волей-неволей делает страну более самостоятельной. Но выступления экспертов, прозвучавшие в ходе мероприятия, позволяют предположить, что организаторы просто искали подходящий эвфемизм тому, что наверняка будет сказано. И не нашли. А высказывания спикеров были порой довольно резки, и самым мягким из них можно назвать предложение “импортозаместить” руководство страны.
- Посмотрим на антикризисные меры: сохраняется решение Центрального банка о ключевой ставке в 17%. По свидетельству бизнеса, это уже остановило кредитные, инвестиционные, оборотные и воспроизводственные процессы. Через два-три месяца эта остановка станет стопроцентной, - считает Степан Сулакшин.
В защиту Центробанка выступил только один из шести спикеров - старший вице-президент по стратегическому развитию ФПБ банка Алексей Панин. Он согласен с тем, что ставку поднимать было нужно - для остановки активной спекуляции на рынке “оставшимися рублевыми средствами”. (Все хорошие средства, видимо, куда-то делись, остались только самые рублевые.) А еще - чтобы иметь возможность размещать рубли по высокой ставке (кто-то скажет - спекулировать...). Что касается ситуации на финансовых рынках, то банкир оценивает ее как “крайне неважную”, но шли к ней, считает Панин, многие годы, а не только последний.
- Что можно сделать? Ну, на сегодняшний момент, по крайней мере, ЦБ выделяет определенные деньги банковской системе, - не без удовольствия констатирует эксперт, но продолжает уже без оного. - Опять же, почему не выделили на реальный сектор экономики - парадокс.
По оценке господина Сулакшина, создание производств по выпуску отечественных аналогов импортной продукции потребует затрат в сумме 17 трлн рублей.
- На поддержку сельского хозяйства [планом предусмотрено] 50 млрд рублей, на поддержку промышленности - 20 млрд. Это даже не кот наплакал, это, скорее, он “наделал”, - констатировал эксперт.