Госдума 9 декабря приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о российском бюджете на 2017 год и на плановый период на 2018 - 2019 годов. Как отмечает наблюдавший за голосованием корреспондент “Солидарности” Александр Кляшторин, “за” высказались 315 парламентариев, “против” - 99, три из четырех парламентских партий при этом не поддержали законопроект в полном составе. В итоге партия парламентского большинства - “Единая Россия” - приняла на себя всю ответственность за бюджет страны на ближайшие три года.
При обсуждении бюджета коммунисты и справороссы, выступившие против законопроекта, указали на “явно недостаточное” финансирование социальной сферы, особенно образования и здравоохранения. Досталось (вернее, как раз не досталось) и сельскому хозяйству. (О голосовании за проект бюджета в первом чтении - см. “Солидарность” № 44, 2016). С тех пор отдельные статьи претерпели изменения, но принципиально ситуация не поменялась: “социальные” статьи и впрямь оставляют желать много лучшего.
Как отметил в прениях лидер КПРФ Геннадий Зюганов, “рассматриваемый бюджет не позволит обеспечить прирост экономики более чем на 3%”. При этом у коммунистов якобы есть ряд подготовленных законопроектов, которые могли бы дать бюджету дополнительные 22 трлн рублей. Тем более интересно, что конкретных предложений по этому поводу в публичном поле не возникало ни до, ни во время, ни после принятия бюджета - КПРФ, кажется, предпочитает держать рецепт экономического чуда в секрете.
Не меньшими идеалистами, чем коммунисты (даже в период ностальгической однопартийности), выступили либерал-демократы. Член фракции ЛДПР Алексей Диденко сообщил коллегам и противникам, что принимаемый бюджет “должен был стать документом национального согласия, учитывающим интересы всех регионов, всех слоев населения, представителей всех политических сил”. Возможно, депутат просто перепутал проект бюджета с ежегодным посланием президента к Федеральному Собранию.
Справоросс Александр Бурков, как и коллега из ЛДПР, заявил, что его фракция проголосует против, поскольку законопроект о бюджете “не обеспечивает поддержку внутреннего спроса” и “приведет к экономическому спаду” (цитата по сайту Госдумы). Тут же оказалось, что “Справедливая Россия”, как и КПРФ, предлагала “свой, альтернативный бюджет, который является бюджетом развития, роста промышленности, поддержки регионов и справедливой социальной политики”. Но, наверное, широкой общественности стоило сообщить об этом несколько раньше.
На общем фоне трезво прозвучали слова депутата от “Единой России” (по совместительству первого зампреда ФНПР на общественных началах) Андрея Исаева:
“Думаю, умные и расчетливые депутаты, требующие не принимать бюджет, так свободно говорят об этом, потому что уверены: присутствующие в зале представители “Единой России” за бюджет проголосуют”, - передает речь парламентария из зала заседаний Госдумы корреспондент “Солидарности”.
Исходя из расклада сил в нынешней Думе, замечание Андрея Исаева представляется справедливым. Но и партия парламентского большинства, взяв на себя роль “плохого парня”, в одиночку принимающего “антисоциальный” бюджет, тоже должна чем-то себя оправдать. Так, Исаев отметил, “что возможность непринятия бюджета финансисты сравнивают с цунами, которое может захлестнуть всю экономику страны”. Альтернативой принятию бюджета в нынешнем виде он представил, ни много ни мало, “крушение всей финансовой системы, сильнейший банковский кризис и падение национальной валюты”. К последнему, впрочем, россиянам уже давно не привыкать.
Ко второму чтению законопроект о бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов претерпел следующие изменения (если судить только по официальному сообщению на сайте Госдумы):
“Был увеличен размер кредитной поддержки для субъектов РФ в два раза, с 100 млрд рублей до 200 млрд рублей в 2017 и 2018 годах. При этом ассигнования на бюджетные кредиты субъектам РФ в 2019 году сохранятся в размере 50 млрд рублей”. От себя заметим, что остается непонятным, кого эта “поддержка” обеспечит в итоге: регионы или кредитующий их федеральный центр. Ведь кредиты нужно отдавать, и чем больше даешь, тем больше рассчитываешь получить обратно.
Основные параметры бюджета на 2017 год таковы: доходы в размере около 13,5 трлн рублей, расходы - 16,2 трлн, дефицит - примерно 2,7 трлн рублей. Последний планируется покрыть за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. По мнению некоторых экономических экспертов, оба фонда будут исчерпаны уже в 2018 году.
Из рубрики "Парламентская хроника"