Во время ежегодного послания к Федеральному собранию, которое президент Владимир Путин зачитал 1 марта, прозвучало много тезисов на социально-трудовые темы. Путин говорил о подъеме зарплат, о доступной ипотеке, увеличении объемов строительства жилья, о сокращении доли трудоспособного населения в стране, о росте обороноспособности, об увеличении ВВП и производительности труда, об успехах в сельском хозяйстве, о проблемах транспортной доступности между отдельными территориями. “Солидарность” обратилась за комментариями относительно президентского послания к отраслевым профсоюзам, членов которых касаются все эти вопросы.
“Бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. <…> Мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие - обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности”.
“Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Эта норма начнет действовать с 1 мая 2018 года, что позитивно скажется на доходах около четырех миллионов человек. Это важный шаг, но не фундаментальное решение проблемы”.
“В 2017 году численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. <…> Трудовых ресурсов просто нет. Необходимо ответить на эти вызовы и в предстоящее десятилетие обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России”.
“За предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства нам нужно будет направить не менее 3,4 триллиона рублей. <…> Это на 40 процентов больше, чем за предыдущие шесть лет”.
“Мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причем выше темпов инфляции. Будем стремиться и к тому, чтобы сокращался разрыв между размером пенсии и заработной платой, которая была у человека перед выходом на пенсию”.
“Россия должна не только прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза”.
“К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран “80 плюс”, где продолжительность жизни превышает 80 лет”.
“Много было сделано в ходе реализации майских указов 2012 года. <…> Как бы высоко ни были подняты планки этих указов, если бы их не было, то не было бы и результатов, которые мы имеем сегодня. Амбициозные задачи нужно ставить всегда. И здесь нельзя отступать от уже достигнутых рубежей. Размер зарплат в бюджетной сфере должен расти и дальше”.
“Россия сегодня - одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно же, еще не достигли необходимого нам уровня”.
“Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства, что в том числе позволит обеспечить прозрачность и эффективность системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них”.
“В 2017 году три миллиона семей в России улучшили свои жилищные условия. Теперь нам необходимо стабильно (обращаю внимание, впервые в истории современной России) выйти на уровень, когда ежегодно не менее пяти миллионов семей улучшают свои жилищные условия. Это сложная задача - прыгнуть с трех миллионов до пяти. У нас в прошлом году было 3,1 миллиона, а нужно пять”.
“Вижу три ключевых фактора повышения доступности жилья. Первый - это рост доходов граждан. Об этом я говорил, мы должны это обеспечить. Снижение ставок ипотечного кредитования и, конечно, увеличение предложения на жилищном рынке. ...В целом нам нужно и дальше снижать среднюю ставку до 7 - 8 процентов”.
“В последние годы проведена огромная работа по укреплению армии и флота. Оснащенность Вооруженных Сил современным оружием возросла в 3,7 раза. На вооружение принято более 300 новых образцов военной техники”.
“Сегодня в России ежегодно строится около 80 миллионов квадратных метров. Нам нужно взять новую высоту, стремиться к увеличению объемов строительства с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год”.
“Нам нужно буквально “прошить” всю территорию России современными коммуникациями. Мы серьезно обновили федеральные автомобильные трассы. Теперь нужно привести в порядок региональные и местные дороги. Нам предстоит реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую”.
“Повышение производительности труда - это и рост заработных плат, а значит, и потребительского спроса. Это, в свою очередь, дополнительный драйвер для развития экономики”.
“Важно поддержать начинающих предпринимателей, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом”.
“Еще в начале 2000-х годов мы серьезно зависели от поставок импортного продовольствия. Ситуация кардинальным образом изменилась. Сейчас нам предстоит сделать следующий шаг. Уже через четыре года мы планируем поставлять на мировые рынки больший объем продовольствия, чем ввозить в страну... Хочу еще раз поблагодарить работников АПК за рекордный урожай [зерна] за всю историю страны - 134 миллиона тонн. Заметьте, это больше, чем рекордный урожай в Советском Союзе”.
Борис Сошенко, председатель профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов:
- Президент сказал, что нужна доступная ипотека. Собственно, мы, профсоюз, поддерживали в этом плане профессиональное сообщество строителей, которое умеет и может строить. И большинство из них - с государственным мышлением. Так вот, мы вместе всегда говорили о том, что необходим спрос. А спрос зависит от того, насколько есть возможность у людей приобретать жилье. При этом мы всегда говорили о ставке в 7%. На мой взгляд, по большому счету, надо открыть населению широчайшие ворота для приобретения жилья. Именно тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, а не тем, кто покупает жилье и сдает в аренду. То, что сейчас заявил президент, это не первое заявление и не первый призыв на эту тему, но дай бог, это сработает. Ведь он недаром говорил о том, что необходимо кратно увеличивать объемы жилья, чуть ли не в три раза. Поэтому я только положительно воспринимаю этот призыв, осталось только найти форму, метод и решить эту задачу.
Еще было сказано о снижении числа трудоспособных граждан на миллион человек в прошлом году, и это может навести на мысли о необходимости увеличить число иностранных мигрантов. Я вижу, что и сейчас на стройках, особенно объектов к чемпионату мира по футболу, их количество превышает 50% работников. Порой и вовсе под 80%. Не знаю, придется ли увеличивать их число, трудно сейчас сказать, нужны расчеты. Но мне кажется, тех, кто уже въехал в Россию, и так достаточно. Появится спрос на наших ребят. Надо убавлять число мигрантов, вот и все. Правда, работодатели не соглашаются. Мы говорим о повышении производительности труда... Да какая, к шуту, производительность, когда до сей поры лопатой и ломом работают? Нет средств малой механизации, их наша промышленность, как правило, не выпускает. Но закупайте тогда! Возьмите иностранного строителя - он же экипирован, у него весь инструмент на теле висит, на его спецодежде. А наш - с отверткой ходит до сей поры... В общем, здесь целый клубок проблем.
Чиновники - грамотные ведь ребята, было бы желание - все можно просчитать: с учетом и ипотеки, и демографии, и привлекательности, и условий труда. Это же не сложно сделать. Кстати, об этом, кажется, президент тоже говорил. И есть надежда на то, что сменится руководство государства, я имею в виду прежде всего правительство. Я, например, не сомневаюсь, что мы изберем Владимира Путина, считаю, это необходимо.
Галина Юрова, зампред профсоюза работников агропромышленного комплекса:
- [То, что в прошлом году собран рекордный урожай зерна], это вопрос неоднозначный. На первый взгляд кажется: чем больше объем - тем больше благосостояние. Оно, в основе своей, так - если есть достаточные рынки сбыта, если соблюдаются определенные процедуры. Но высокий урожай порождает обвал закупочных цен на зерно, о чем сейчас много говорится. Отчасти это должно компенсироваться государственными зерновыми интервенциями, но кроме того, необходима четкая, понятная нижняя планка по закупочной цене. Мы сталкиваемся также с нехваткой мощностей для хранения зерна. То есть у нас недостаточно даже тех же самых элеваторов. Все, что касается сельского хозяйства, - это вещи сложные, тяжело настраиваемые, и здесь нужны хорошие, своевременные регулирующие инструменты.
Говорилось о возможности продавать за рубеж продукции больше, чем ввозить оттуда. Это вовсе не фантастические вещи. По отдельным видам продукции уже сегодня собственные потребности у нас закрыты - допустим, по свинине или мясу птицы. Поднимается планка потребления, которое должно считаться нормальным; по отдельным отраслям внутри АПК у нас технологии не хуже западных, а в чем-то даже превосходят их стандарты. Но есть отрасли - например, производство молока или говядины - где мы до сих пор не решили важных вопросов и в ценообразовании, и в других вещах.
Сегодня сельское хозяйство в частности и агропромышленный комплекс в целом интенсивно развиваются, Минсельхоз оперативно реагирует на возникающие проблемы и вопросы.
Что касается фермерских хозяйств, то у них есть сегодня своя ниша. И вопрос только в том, чтобы эти организации малого бизнеса были жизнеспособными. Для этого они должны кооперироваться, поскольку если они не договорятся, кто что производит, не определят, какова вероятность удачного сбыта этой продукции или переработки, то они просто уйдут в минус. Сегодня для их поддержки многое делается государством. Есть программы бюджетной поддержки - “Начинающий фермер”, “Молодая семья”... Вопрос, конечно, всегда упирается в то, что выделяемых средств недостаточно. Еще у нас до сих пор по ходу игры постоянно меняются правила, и часто фермеры не готовы к этому. В частности, сложна процедура предоставления отчетности и документов на получение субсидий, кредитов. Иногда она бывает настолько непонятной для фермеров, что нужно содержать целый штат специалистов, которые помогли бы понять, что нужно предоставить и как отчитываться по этим документам.
Андрей Чекменев, председатель профсоюза работников промышленности:
- Речь президента напрямую указывает на перспективы для улучшения жизни работников промышленности. Был ему вопрос задан на пресс-конференции по поводу того, как бы нам от военной промышленности к простой перейти. Он ответил: на базе того, что мы делаем в оборонной отрасли, нужно внедрять технологии в гражданскую промышленность, загружать наши основные предприятия работой. Я в этом вижу определенную перспективу.
И по сохранению того потенциала, который есть на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, тоже. Часть этого потенциала была выявлена и показана Федеральному собранию. Но ведь многое из того, что делается, не было упомянуто в послании. А мы знаем, что есть как большие наработки еще прежних времен, так и новые, готовые к использованию. Постоянно идет модернизация оборудования - это касается всех видов вооружения и вообще военной техники. В любом случае, все технологии могут быть использованы и в военных целях, и в мирных.
Говорил президент также о повышении зарплаты. Мы давно считаем, что сдерживание инфляции - не самый грамотный путь ведения экономики страны. Наверное, все-таки нужно давать зарплату, и только человек, потребитель, может выйти на приобретение тех товаров, которые мы сами же и производим. Это определенный толчок для экономики. Ведь экономика - не только инвестиции в производство. Экономика, в том числе, - это инвестиции в тех, кто будет приобретать продукцию.
Ограничение роста зарплат сейчас намеренно используется, чтобы сдерживать инфляцию. Мы с вами последние годы боролись за повышение минимального размера оплаты труда. Это же происходило сдерживание зарплаты. Потому что сдерживание МРОТ и зарплат в бюджетном секторе дает повод частным работодателям, оглядываясь на бюджетный сектор, говорить: “Зачем платить много, когда можно платить мало?”