С целью защиты права на гуманные условия содержания депортируемых мигрантов приравняли к заключенным исправительных учреждений. Теперь им тоже будут помогать общественные комиссии. Такой закон был одобрен 4 февраля Советом Федерации.
Весной 2014 года полномочия по содержанию лиц, подлежащих выдворению за пределы страны, были изъяты из ведения полиции и переданы Федеральной миграционной службе. В результате права обитателей лагерей, создаваемых ФМС для нелегальных мигрантов, оказались урезаны в сравнении с правами заключенных тюрем и колоний. Депортируемые иностранцы остались без надзора общественных наблюдательных комиссий.
Этот пробел был исправлен 4 февраля, когда Совет Федерации одобрил и передал на утверждение президенту поправки к закону “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания”. Данными поправками в сферу действия закона включаются и созданные ФМС лагеря.
Законодатели признают, что в настоящее время правовая база, регулирующая условия содержания депортируемых лиц, явно недостаточна. “Мы, собственно говоря, и помогаем сформировать эту базу, принимая такого рода законы”, - отметил один из авторов поправок Михаил Маркелов.
Впрочем, пока ситуация остается сложной и с самими общественными наблюдательными комиссиями. Закон, предполагающий их создание, появился еще в 2008 году, однако к середине 2014 года они полноценно действовали только в четырех субъектах РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. В мае - августе 2014 года Общественной палатой проводился дополнительный набор членов комиссий, по итогам которого они были впервые созданы в 10 регионах. Правозащитные организации тогда отмечали непрозрачность порядка формирования комиссий и утверждали, что в них допускаются только представители общественных объединений, аффилированных с исполнительной властью.
Но даже в нынешних условиях, как считают разработчики поправок, законодательная новелла “обеспечит дополнительные гарантии соблюдения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции [...], а также будет способствовать совершенствованию миграционной политики”.
Из рубрики "Парламентская хроника"