Несмотря на активное участие теплогенерирующих компаний в переговорах по ОТС, подписаться под отраслевым соглашением они так и не решились. Сложившейся ситуацией всерьез обеспокоены в “Электропрофсоюзе”, где уже не первый год работают над подключением теплогенерации к общему соглашению. Для ускорения этого процесса в профсоюзе разработали два варианта действий: мягкий, предполагающий продолжение переговорного процесса, и жесткий - включающий в себя коллективные действия.
В конце прошлого года после длительных и тяжелых переговоров в электроэнергетической отрасли было заключено новое отраслевое тарифное соглашение. По словам министра энергетики Александра Новака, документ “является отраслевым стандартом, определяющим взаимные обязательства работодателей и работников в сфере социально-трудовых отношений”. Но, как показала практика, не все работодатели заинтересованы в соответствии такому стандарту.
Среди “отступников” значится и общероссийское отраслевое объединение работодателей - поставщиков энергии (Союз “РаПЭ”), представляющее интересы теплогенерирующих компаний. В данном союзе состоят такие известные компании, как Мосэнерго, ОГК-1, ТГК-2, ИЭСК, Иркутскэнерго и другие. Хотя компании заявляют о себе как социально ответственных, присоединиться к ОТС они так и не удосужились. Что вызывает известное возмущение во “Всероссийском электропрофсоюзе”, объединяющем работников электроэнергетики.
- Постоянные консультации и переговоры о присоединении компаний теплогенерации к отраслевому тарифному соглашению идут уже больше восьми лет, - рассказывает председатель отраслевого профсоюза Юрий Офицеров. - И как нам казалось, они близки были в минувшем году к положительному финалу. В эту кампанию к переговорам по заключению ОТС присоединился и Союз “РаПЭ” наравне со вторым отраслевым объединением работодателей электроэнергетики “ЭРА России”. Договариваясь, мы учитывали и их интересы. Несколько пунктов соглашения были скорректированы именно потому, что на этом настаивали представители “РаПЭ”. Но присо- единиться по результатам итогового документа они отказались.
По словам Офицерова, переговоры между соцпартнерами велись при активном участии Минэнерго. И руководители министерства отмечали необходимость присоединения к ОТС всех крупных работодателей отрасли. Так, в декабре прошлого года в протоколе встречи с участием Александра Новака была прописана позиция министерства о необходимости вовлечения организаций теплогенерации в единую отраслевую систему социального взаимодействия.
- Мы помним об этом и приложим все усилия к преодолению ситуации, возникшей в результате уклонения работодателей сектора тепловой генерации от продекларированных намерений по участию в единой системе отраслевого социального партнерства в электроэнергетике, - заявляет профлидер.
В “РаПЭ” решение отказаться от присоединения к ОТС объясняют своим взглядом на то, каким должен быть документ такого рода. В интервью изданию “Энергетика и промышленность России” гендиректор объединения Игорь Миронов заявляет о том, что, с его точки зрения, отраслевое соглашение как единый стандарт “должно устанавливать стратегические задачи развития социально-трудовых отношений в отрасли с учетом особенностей видов деятельности в электроэнергетике”. В то же время в “РаПЭ” уверены, что заключенное соглашение содержит избыточные обязательства, нормы и единые подходы, в том числе по оплате труда и социальным гарантиям.
Справедливости ради, Юрий Офицеров отмечает: коллективные договоры компаний, работающих в теплогенерации, зачастую лучше тех, что заключаются в иных сферах электроэнергетики. Но тем страннее выглядит отказ работодателей принять на себя минимальные нормы по оплате труда и другим гарантиям.
- Если у них все так хорошо, то возникает закономерный вопрос: чего же руководство так опасается? - размышляет Офицеров. - Непосильных для работодателя норм в ОТС не прописано. Отдельные положения, которые серьезно смущали “РаПЭ”, из соглашения были исключены. На наш взгляд, для решения этого вопроса нужна воля руководства, желание и готовность отойти от штампов, которые довлеют над компаниями.
Глава “Электропрофсоюза” уверен: в ОТС прописаны базовые нормы, исполнение которых для крупных компаний, представленных в “РаПЭ”, не составит труда. При этом документ на федеральном уровне защищает интересы работников, не позволяя компании менять “правила игры” при смене руководства, собственников или других перипетиях.
Как рассказал Офицеров, сейчас в отраслевом профсоюзе рассматривают два пути взаимодействия со строптивыми работодателями. Первый - продолжение переговоров и консультаций в чистом виде. Возможно, до следующих отраслевых переговоров. Второй - более жесткий - не исключает методов первого варианта, но предусматривает и коллективные акции: пикеты, митинги и другие формы протестных действий, привлекающие внимание СМИ и наносящие репутации компаний-отступников известный ущерб.
- Перед тем, как выбрать тот или иной вариант развития событий, утвердить программу нашей дальнейшей работы с “РаПЭ”, мы проведем консультации с нашими первичками в данных компаниях. Потому что действовать за их спиной, без их одобрения - значит, в данном случае, подставлять под удар наших же лидеров и активистов. Такие консультации уже начались, и мы определимся, как действовать дальше.
“Солидарности” удалось побывать на встрече председателей первичек одной из компаний, входящих в “РаПЭ”. В ходе заседания в предварительном порядке как раз рассматривалась тема мягкого или жесткого варианта дальнейших действий. Исходя из сказанного в ходе заседания, первичным организациям, конечно, хотелось бы включения компании в ОТС. Но выбор формы убеждения работодателя они хотят оставить за центральным комитетом профсоюза.