В американском штате Оклахома длительные протесты учителей парализовали всю систему школьного образования. В то же самое время в разных городах Великобритании педагоги университетов вышли на демонстрации. “Солидарность” разбирается в причинах забастовок преподавателей и оценивает результаты.
Забастовка школьных учителей в американском штате Оклахома началась более трех недель назад. 2 апреля педагоги при поддержке Образовательной ассоциации Оклахомы (OEA) организовали акции протеста в разных городах. Причиной стало сокращение государственного финансирования образовательных учреждений и, как следствие, урезание зарплат преподавателям. Акция была изначально вдохновлена успехами коллег в штате Кентукки, требовавших повышения заработной платы и добившихся ее 5-процентного увеличения в прошлом году.
Официально зарплата школьного учителя в Оклахоме в среднем составляет 45,276 тыс. долларов в год. Молодые преподаватели хотят получать дополнительно 6 тыс. долларов в первый год работы, чтобы достичь среднего показателя в штате, и еще 4 тыс. долларов прибавки в следующие два года. Педагоги также требуют в течение трех лет направить 200 млн долларов в фонды школьной системы и улучшить медицинское обслуживание студентов, у которых есть проблемы со здоровьем.
Акция проходила агрессивно: в СМИ и социальных сетях появлялись фото и видео рваных учебников, поломанных стульев, плакаты с оскорблениями образовательной системы США. По данным Национального центра образовательной статистики, с 2008 года руководство штата сократило финансирование на одного школьника на 28,2%, а около 20% школ Оклахомы работают четыре раза в неделю из-за нехватки средств. Департамент образования США сообщал, что на 2016 год 17,9% учителей по всей стране вынуждены были подрабатывать, чтобы оплатить счета.
Протестную акцию поддержали многие преподаватели, и OEA достигла некоторого успеха в договоренностях с законодателями. Тем не менее, хотя ассоциация призвала прекратить забастовку, об удовлетворении всех требований педагогов говорить не приходится. Президент ассоциации Алисия Прист заявила: “Мы положили начало целому движению, и нас теперь никто не остановит. Борьба не закончена просто потому, что прозвенел звонок на урок и члены нашей ассоциации обязаны идти на урок. Профсоюз решил прекратить акцию протеста после того, как стало ясно, что республиканцы в Сенате не намерены менять законодательство для повышения финансирования и государственного образования - к такому выводу мы пришли после двухдневных переговоров с представителями законодательного собрания штата. Давайте смотреть правде в глаза. Несмотря на десятки тысяч протестующих в Капитолии Оклахома-Сити (столица штата. - А.Г.) на протяжении девяти дней, нам не удалось достичь практического результата - изменить законодательство”. В подкрепление своей позиции OEA провела небольшой опрос среди бастующих, интересуясь их намерением продолжать забастовку: 70% респондентов не были настроены на решительное продолжение.
Часть преподавателей, однако, не согласились с призывом OEA. В интервью CNN одна из бастующих, учитель Рене Джерден, заявила: “OEA не вправе решать, когда я закончу забастовку. Я чувствую, что это отговорка - мы позволили им победить, показывая им, что они могут вести себя, как заблагорассудится, и мы, в конце концов, устанем и отправимся домой”. Тем не менее недовольство таких, как Джерден, не совсем обоснованно. Губернатор Оклахомы Мэри Фаллин одобрила изменения в законодательстве: увеличение зарплаты на 6,1 тыс. долларов в год и увеличение финансирования школ на 479 млн долларов.
Тем временем акции протеста учителей в штате получили поддержку. Например, в период демонстраций маленькая пивоварня The Patriarch Craft Beer House and Lawn объявила о специальной акции для бастующих учителей - бесплатное крепкое пиво в определенные часы. Пивовары “попали под раздачу” - по законам штата бесплатно крепкие напитки раздавать запрещено, Но сочувствие оказалось выше закона - и учителя могли выпить светлое пиво Roughtail Light бесплатно.
После Оклахомы в США началась волна учительских протестов. Решив, что прошлогодних успехов мало, преподаватели штата Кентукки начали новую забастовку. Причины те же - повышение зарплат, пенсий и дотаций школам. Не обошлось без эксцессов. Губернатор штата Кентукки Мэтью Бевин заявил, что “в связи с массовой забастовкой учителей участились случаи сексуальных домогательств в отношении школьников, поскольку они исчезли из поля зрения”. Подобная логика возмутила не только общественность, но и правительство штата. Кроме того, законодательное собрание Кентукки проголосовало против решения Бевина наложить вето на новый закон о двухгодичном бюджете, предусматривавший повышение налогов для получения 480 млн долларов для дальнейшего финансирования образования.
Забастовками учителей отметилась и Аризона. В среду 11 апреля тысячи родителей школьников и преподаватели приняли участие в акциях протеста по всему штату. Учителя требуют 20-процентного повышения зарплаты и выступают против сокращения бюджета на образование решением губернатора Дага Дьюси, который настаивает, что он не позволит повысить заработную плату педагогам больше чем на 9% в этом году и еще на 11% в 2020-м. Согласно докладу Бюро переписи населения США (US Census Bureau), Аризона занимает третье место среди штатов по финансированию государственного образования.
Активист от образования, преподаватель Ноа Карвелис инициировал акцию Red for Ed (предполагающую открытый бойкот преподавателями своих обязанностей) в поддержку протеста учителей против низкой заработной платы. Как утверждает Аризонский профсоюз работников образования AEU, необходимо повысить зарплату преподавателям минимум на 20%, поскольку они получают намного меньше, чем в соседних штатах.
Хотя градус агрессии протестующих педагогов в Британии на порядок ниже, чем в США, причины их недовольства не менее серьезны. В 2017 году демонстрации прокатились по 65 университетам Великобритании, и акции продолжаются по сей день, несмотря на формальную договоренность с другой стороной конфликта. Речь идет об общей проблеме - несовершенстве пенсионного обеспечения работников образования. На данный момент пенсии преподавателям высших учебных заведений обеспечивает Университетский пенсионный фонд (USS).
Профобъединение университетов и колледжей UCU запустило голосование по поводу возможных изменений в пенсионной системе, предложенных объединением работодателей UUK (Университеты Соединенного Королевства) в сотрудничестве с USS после длительных забастовок и продолжительных переговоров. Работодатели предложили своего рода компромиссный вариант: заменить фиксированную пенсию (зависящую от стажа работника) обеспечением на основе взносов. В последнем туре анонимного голосования почти две трети (64%) членов профсоюза высказались за создание совместной экспертной группы, чтобы оценить результаты системы пенсионных взносов университетов за 2017 год.
Генеральный секретарь профсоюза UCU Салли Хант старается “сохранить лицо”: “В соответствии с решением членов профсоюза планы на дальнейшие забастовки будут заморожены, но мы сохраняем за собой право забастовки до тех пор, пока соглашение между UCU и UUK не будет официально признано USS”.
Несмотря на достигнутый результат, нельзя сказать, что именно этого добивалось профобъединение и вышедшие на демонстрации преподаватели. По оценке профессора Лондонского университета Деса Фридмана, “это решение было обусловлено скорее краткосрочными расчетами в отношении того, как могут развернуться дальнейшие забастовочные действия в летний период, нежели принятием требований университетов Великобритании и тем, что теперь UCU признает “четкое желание персонала иметь гарантированную пенсию, сопоставимую с текущим положением”. Фридман отметил, что данный спор показывает “все несовершенство системы почасовой оплаты труда, ведь в таком случае персонал едва ли может стабильно платить взносы в пенсионный фонд”.
Проблемы, на которые обращают внимание британские и американские преподаватели, возникли не за один день. Нынешние забастовки и тяжелые переговоры профсоюзов с работодателями и законодателями - свидетельство отживающей системы, нуждающейся в комплексных изменениях. К сожалению, предлагаемый властями американских штатов вариант (повышение налогов ради финансирования образовательной системы) является скорее временной мерой, а не полноценным решением проблемы - деньги из воздуха не берутся. Кроме того, неясно, как закончатся злоключения британских университетских преподавателей. Судя по длительности процесса и неоднозначному отношению к достигнутым результатам, самое сложное еще впереди. Продолжительные паузы в таких случаях могут быть опасны - в частности, началом политики “закручивания гаек”.