Ровно за месяц до главной акции профсоюзов прошло заседание Клуба друзей газеты “Солидарность”, посвященное Первомаю. Участники клуба рассуждали о том, как проводить 1 Мая, чтобы привлечь молодежь и не создавать диссонанс настроению трудящихся.
- Настало время всерьез задуматься о выборе формата и идеологии 1 Мая, - резюмировал ведущий клуба, главный редактор газеты “Солидарность” Александр Шершуков, обрисовав вкратце историю первомайской акции в России.
Если в советское время 1 Мая был праздником торжества мира и труда, в 90-е - отчетливым протестом, то потом он превратился в позитивный акт соцпартнерства. Разумный вариант, пока это соответствует настроению людей и способствует решению профсоюзных задач. Но есть проблемы.
В ряде регионов фактическими и формальными организаторами выступают не профсоюзы, а региональные власти, и партийные флаги часто перекрывают профсоюзную символику. При этом последние изменения социально-экономической ситуации в стране ведут к снижению рейтингов власти, что в свою очередь не может вызвать гражданский энтузиазм - в том числе 1 Мая.
Что же пробуждает эмоциональный подъем? Может, действительно протестное настроение так сильно, что людям кажутся неуместными бодрые марши под знаменами правящей партии?
Но вот цифры, приведенные на собрании клуба: в прошлом году в первомайских шествиях и митингах приняли участие более 3,5 млн человек по всей России. А протестующих против пенсионной реформы, по данным ФНПР, на улицы вышло около 500 тысяч. В семь раз меньше.
- Так все-таки что сегодня 1 Мая: праздник или день борьбы? Если праздник, как в советское время, то и надо устраивать шоу с элементами праздника. Если есть социальные проблемы и участники, члены профсоюзов, имеют претензии - значит, это должен быть день борьбы. В любом случае не должно быть диссонанса с общественным настроением, когда людям либо навязывают борьбу, которой они не хотят, либо праздник, но в момент, когда у них есть претензии, - подчеркнул Шершуков.
Не секрет, что гражданский энтузиазм с определенным успехом может быть заменен разнарядкой. А смогут ли профсоюзы сами, без участия административного ресурса, вывести те же тысячи и миллионы? А при противодействии административного ресурса?
Между тем уже есть примеры, когда профсоюзному лидеру “соорганизаторы” пытались не дать слово на первомайской трибуне. Или когда профсоюзы сами отказывались проводить акцию - из-за… пасхальных мероприятий.
Что же предпринять в этих условиях? Как сохранить идейное лидерство профсоюзов в проведении 1 Мая? Чем, в конце концов, заманить в профсоюзные шеренги молодежь?
- Немудрено, что молодежь не стремится к участию, - говорили на встрече клуба. - Эстетика советская и дореволюционная. Она может только всколыхнуть чувства той части аудитории, которая обращена в прошлое… В той части, которая носит современный характер, в развлекательно-эмоциональной, - пропаганда работы, тема защиты прав практически не поднимается.
А может, разделить мероприятие вместе с целевой аудиторией на две части: традиционную, трудовую, с флагами - и современную, молодежную, с концертами?
Вопросов поставлено много. Впрочем, однозначных ответов не было. В примерах и рассуждениях фигурировал в основном московский Первомай, опыт которого на всю страну переносить неверно. Зато участники собрания выдвинули идею - провести закрытое анкетирование профактива по стране, чтобы цифры сказали максимально точно: с какими проблемами при проведении 1 Мая чаще всего сталкиваются профсоюзы в регионах, чего сегодня ждут люди от этой даты, какие мероприятия предпочтительны и наиболее результативны.