Центральная профсоюзная газета16+

Или – или

За последние несколько месяцев, а если брать шире - за последний год, в разных областях российской жизни происходит то, что можно описать одним научным словом “эскалация”.

Что мы видим в сфере экономической политики? На словесном уровне у нас появились и импортозамещение, и развитие социальной политики, и другие замечательные вещи. На практике имеет место региональный бюджетный кризис, ограничение федеральных расходов на социальную сферу, сокращения работников в бюджетной сфере, а также комплекс мер, которыми правительство пытается ликвидировать существенный набор льгот и гарантий для граждан. Сюда же относится и активизация разговоров “министров-финансистов” о неминуемости повышения пенсионного возраста.

Отмечу, что все эти шаги сводятся к попыткам сэкономить на населении и госрасходах. Но - никак не предполагают ни развития внутреннего производства, ни стимулирования внутреннего потребления для основного числа граждан России. Наоборот, нам говорят, что “рост зарплат опережал рост производительности труда”. То, что этот тезис неоднократно опровергался в научной экономической полемике, сторонников “экономии на гражданах” не останавливает (“мели, Емеля, - твоя неделя”). И ладно бы экономили на всех. Но предлагаемый курс никак не затрагивает сверхдоходы сверхобеспеченного процента российских собственников. Из чего, кстати, делается вполне логичный вывод о том, кто кого поддерживает и защищает.

В рамках этой политики можно, конечно, морочить голову населению своей “социальной направленностью”, но чем далее, тем менее эффективно. Дело в том, что на выходе все эти меры приводят к существенному снижению жизненного уровня граждан. Даже относительно сегодняшнего - уже снизившегося по сравнению с прошлогодним на 15 - 20%. И в ближайшей перспективе мы будем иметь дело с ускорением этого снижения.

Эскалация - это как раз оно (ускорение) и есть. В данном случае - это расширение и увеличение социально-экономических противоречий, конфликтов в небольшом временном интервале. Вся эта история, происходи она только в рамках экономики и социальной политики, была бы трагична, ужасна, но не смертельна. Однако одновременно происходит еще несколько процессов.

Уже сегодня в рамках полемики вокруг экономики и политики произошло резкое разделение российской политической среды на “либерастов” и “ватников” - сторонников “невидимой руки рынка” и сторонников “усиления государственного регулирования”. Собственно, такое разделение существовало все последние 25 лет. Но именно сейчас, под влиянием внешнеполитического напряжения, активизировался процесс, который называется “расчеловечивание противников”. Каждой стороне противостоит не просто противник, а либо “агент госдепа”, либо “сталинист”, лишенный каких-либо положительных человеческих качеств. Такое вот насекомое, которое невозможно переубедить, а нужно просто взять и раздавить. Уровень полемики и раньше был не слишком интеллектуален. Но сегодня он опустился ниже плинтуса.

Даже судебная система, которая должна была бы выступать ограничителем для роста числа конфликтов, на практике именно в последние дни начала порождать решения удивительного содержания. Запрет нескольких сур из Корана как “разжигающих рознь”. Карикатура военных времен авторства Кукрыниксов, которую определили как “пропагандирующую фашизм” из-за присутствовавшей там свастики. Вершиной мысли выступает решение суда, запретившего браузер Internet Explorer...

Почему все эти вещи в совокупности вызывают тревогу? Потому что любое государство стоит на уважении граждан к его институтам. На понимании, что эти институты заботятся о нем, охраняют личность и достаток гражданина. Если же эти институты, как происходит сегодня, начинают драть с него лишние шкуры, ликвидируя бесплатное образование и медицину, повышая пенсионный возраст, отнимая льготы, то уважение пропадает. Оно пропадает еще быстрее, если в период кризиса экономическая система начинает все более откровенно защищать богатых и грабить бедных. А если при этом суды принимают отчетливо некомпетентные решения...

Складывается впечатление, что сегодняшнее уважение граждан к государственным органам основывается по большей части на личном авторитете Владимира Путина. На том элементе, который, несмотря на всю процедуру выборов, в последние годы носит несколько сакральный характер.

В связи с этим хочется напомнить, что произошло в феврале 1917 года. К Николаю Второму, чья власть считалась “от Бога”, в заблокированный поезд на станции Дно пришла группа финансистов, промышленников, думцев либеральной направленности. И со ссылкой на командующих фронтов заявила, что ему лучше бы передать власть сыну или иному родственнику. Чтобы все пришло в успокоение. Власть он передал, но к успокоению ничего не пришло, напротив - государственная система рухнула в одночасье. В том числе потому, что государственные институты не пользовались уважением граждан: богатые ели в три горла, суды были “заточены” под них же, и всюду чудились агенты госдепа, ой, извините - немецкие шпионы. И выступал в прежней Госдуме депутат Павел Милюков, задавая сакраментальный вопрос относительно политики тогдашнего правительства: “Что это - глупость или измена?” Вопрос сакраментальный, но насущный.

Автор материала:
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности