Комитет Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов 27 июня опубликовал отчет о своей деятельности в период весенней сессии.
За последние полгода комитет (в качестве исполнителя) потрудился над 191 законопроектом. При этом к окончанию сессии работа завершена только над 63 законопроектами. Нужно учитывать, что из них в трех чтениях Госдума приняла 12, из которых всего шесть были подписаны президентом, то есть вступили в силу. 36 законопроектов были отклонены, один - отозван самими авторами,14 депутаты вернули инициаторам. 128 документов все еще “находятся в разных стадиях рассмотрения”. Напомним о некоторых принятых законах.
2 марта была ратифицирована 175-я конвенция МОТ - о работе на условиях неполного рабочего времени. Эта мера считается способом увеличить занятость населения - то есть стимулирует работников и работодателей вступать именно в такие трудовые отношения. Естественно, “на добровольной основе” и с “обеспечением правовой охраны”.
9 марта вступил в силу закон, направленный “на защиту” родителей, находящихся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком, от невыплаты пособий предприятием-банкротом. Если коротко, защита заключается в том, что выплату пособий будут гарантировать регионы (у многих из которых и так финансовые трудности, сравнимые с предбанкротным состоянием).
1 мая приняты поправки к закону о спецоценке условий труда (их предложил Минтруд по итогам наблюдения за практикой применения закона). Процедура декларирования соответствия условий труда госнормативам будет распространена на рабочие места, где условия труда по результатам измерений признают допустимыми. “Это коснется около 15 млн рабочих мест и позволит работодателям сэкономить до 6 млрд рублей”, - говорится в отчете на сайте комитета. Такое декларирование даст работодателю возможность избегать проверок условий труда в течение пяти лет. Правда, депутаты делают особый акцент на сохранении гарантий работникам безопасных условий труда. Профсоюзы же получили право требовать “оценки спецоценки”, если ее результаты кажутся им подозрительными.
23 мая был принят закон, согласно которому федеральные министерства обязаны приглашать членов РТК на обсуждение вопросов, входящих в сферу компетенции комиссии. Можно полагать эту инициативу следствием скандала, растянувшегося на несколько заседаний РТК в этом году. Профсоюзы неоднократно возмущались тем, что экономический блок правительства не выносит на рассмотрение комиссии социально значимые инициативы. Но принятый закон, по сути, дублирует старый - как раз об обязательном вынесении социально-трудовых вопросов на заседания РТК. А значит, нет гарантий, что в правительстве не станут игнорировать и его тоже.
15 июня был принят закон о повышении ответственности за невыплату зарплаты. Помимо увеличения штрафов в казну (существенных, впрочем, только для малого бизнеса), вдвое увеличился коэффициент компенсации самим работникам (теперь это 1/150 ключевой ставки Центробанка за каждый день задержки). Кроме того, с трех месяцев до года увеличился срок подачи работником заявления о невыплате зарплаты в суд. Причем иск теперь можно подавать по месту жительства, что особенно удобно для тех, кто работает вахтовым методом.
17 июня было установлено предельное соотношение зарплат руководителей и рядовых служащих госучреждений, предприятий и внебюджетных фондов - один к восьми. Однако правительство может “утверждать перечни организаций”, которых нововведение не касается. Так что теоретически туда можно внести все без исключения.
Наконец, 22 июня микропредприятия - с численностью работников до 15 человек - освободили от хлопот по ведению и содержанию трудовых книжек. Так же как и от необходимости издавать правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, график сменности и другие локальные нормативные акты. Теперь все это можно прописывать непосредственно в трудовом договоре.
Из рубрики “Парламентская хроника”