Центральная профсоюзная газета16+
Кризисный иммунитет

Социологи рассказали о фаталистическом мировоззрении россиян

Сильнее всего нынешний кризис ударил по трудовым отношениям, и ситуация продолжит ухудшаться. Впрочем, как ни парадоксально, но людей это не очень заботит, свои права отстаивать они не собираются, а следующий год готовы встречать с оптимизмом. Такой вывод можно сделать из результатов исследования, представленных учеными Института социологии РАН на пресс-конференции 25 ноября.

ОТНОШЕНИЕ К КРИЗИСУ

Судя по результатам масштабного социологического исследования “Российское общество: год в условиях кризиса”, представленным Институтом социологии РАН, наш народ приобрел опыт преодоления кризисных ситуаций, накопив за последние годы “жирок”, запас прочности, который сейчас позволяет смягчать материальные проблемы. Доля россиян, удовлетворенных своей жизнью, конечно, снизилась за год, но совсем не так, как того ожидали социологи: всего лишь с 37% до 28%.

Часть населения, склонная оценивать нынешнюю обстановку как нормальную, достаточно устойчива и составляет 22 - 23%, а число тех, кто разделяет апокалипсические настроения, минимально: 8 - 9%. Любопытно, что за последние годы число пессимистов не менялось вне зависимости от того, был ли кризис в стране.


- Создается такое впечатление, что по природе своей общество обладает долей населения, которая в любые периоды, в любых ситуациях чувствует, что вокруг все плохо, - делится выводом директор ИС РАН Михаил Горшков. Также, говорит ученый, увеличивается число тех, кому все безразлично.

Фактор, безусловно влияющий на спокойное восприятие кризиса, - это смещение центра угроз. Как в кризис 2008 года, так и в нынешний сограждане полагают, что основные угрозы исходят из-за рубежа, а не находятся внутри страны. По словам Горшкова, такой “внешний враг” аккумулирует негатив, и это является социально-психологической формой адаптации к внешним условиям.

Если спуститься на личностный уровень, то кризис тяжело сказался только на части наших сограждан. Лишь 9% назвали ущерб катастрофическим (потеря работы, падение уровня жизни и переход в другой социальный слой). Но 44% вообще либо почти не ощутили на себе его влияние. Судя по этим данным, нынешний кризис воспринимается россиянами более спокойно, чем кризис 2008 - 2009 годов.

Возможно, поэтому 40% респондентов выказали готовность поддержать меры правительства, которые подразумевают, что населению придется пойти на какие-то жертвы. Это немало. Однако чем люди готовы поступиться? Судя по опросу, тем, что слабо повлияет на их реальный уровень и образ жизни. Например, готовы заменить продукты и товары западного производства на российские (они все равно китайские покупали). А вот что касается непосредственно жизни - зарплата, пенсии, безработица, налоги, повышение пенсионного возраста - то одобрять это, конечно, население не готово. Хуже всего отношение к “заморозке” зарплаты и пенсии. Против такого предложения высказалось 88% опрошенных.

- Можно ожидать, что терпения [населения] хватит на год-полтора. Больше - вряд ли, поскольку за это время накопится большой объем отложенных потребностей. Но примерно год-полтора мы еще можем быть уверены, что всплесков массовых протестных настроений не будет. Однако это не исключает борьбы отдельных групп за свои интересы, - пояснила доктор социологических наук Наталья Тихонова.

ДОХОДЫ В КРИЗИС

Самым серьезным последствием кризиса для себя лично россияне считают рост цен на товары и услуги. Но власть в этом люди не винят, усматривая причину в падении стоимости нефти и последующем повышении курса доллара и евро.

- Ну а это как снег: вот сегодня он выпал - и курс, соответственно, подскочил, а цены на нефть упали, и завтра - стаял... Это вписывается в такую нормальную фаталистическую картину мира, которая существует у россиян, - говорит Тихонова.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди поддерживают президента (75%) и в целом считают, что правительство делает все правильно.

Если же говорить о благосостоянии, то средние показатели индивидуального и семейного дохода за кризисный год не снизились и даже несколько возросли, но это не смогло перекрыть влияния инфляции. По данным ИС РАН, медианный показатель индивидуального дохода населения в месяц составил (на момент опроса осенью 2015 года) 18 тысяч рублей, а семейного подушевого дохода - 14 тысяч. (Медианный доход - выше и ниже которого получают доход одинаковое количество работников или населения.)

Изменилась и структура распределения дохода. Раньше (в начале 2000-х годов) прирост благосостояния начинался, как правило, в высокодоходных группах, а потом подтягивались средние и малообеспеченные слои. Сейчас, наоборот, доход хорошо обеспеченных не растет или падает, зато у малообеспеченных он немного увеличивается: медианные индивидуальные доходы населения повысились за год с 16 до 18 тысяч рублей. По оценкам социологов, причиной тому стал рост безработицы, но не той, о которой рапортует Росстат, а фактической.

- У людей все сильнее сокращается доход из-за проблем на предприятиях, где они работают. (Об этом заявляли 20% в марте и 27% в октябре 2015 года. - Ю.Р.) Это очень важный показатель, и он растет в парадоксальной ситуации, потому что, судя по социологическим данным, вообще-то кризиса в экономике нет. Сколько россияне в сумме работали вместе взятых часов, столько они и работают, только эти часы чуть-чуть по-другому перераспределились. Из пяти человек одного уволили, его работу возложили на остальных, зарплату не прибавили или прибавили в пределах 10%. На том, собственно говоря, все и закончилось, - продолжает Тихонова.

Похоже, бизнес опять прикрывается кризисом для реализации своих интересов. В качестве иллюстрации этого тезиса Тихонова рассказала, что, по данным Института социологии, сейчас около 60% работников предприятий находятся вне правового поля. Еще два года назад цифра составляла примерно 40%. Лидируют по этому показателю частные предприятия, но есть и государственные.

Почему же россияне в таких условиях относительно спокойно воспринимают ситуацию, и о плохом материальном положении говорит только треть опрошенных? Дело в том, что у наших сограждан своеобразная система ценностей. Что им важно? Семья, дети, друзья, наличие крыши над головой, им важно жить не хуже других, честно прожить свою жизнь - такая спокойная, ориентированная на микромир модель. Все, что связано с мотивациями достижения, - это отрицаемые ценности. Если у людей все хорошо дома, с детьми, с друзьями, а всем вокруг так же тяжело, как и им, то люди воспринимают это спокойно, а причины для них сопоставимы с климатическими изменениями.

При этом есть категории людей, которые находятся в очень тяжелом положении. Число бедных, вопреки относительно благополучным рапортам Росстата, выросло, по данным ИС РАН, вдвое. Сейчас четверть населения уже за чертой бедности, а еще 7% в ближайшие месяцы туда сползут, потому что ситуация не улучшается, а ресурсы исчерпываются.

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ

В условиях затяжного кризиса и ухудшения трудовых отношений на более важное место выходят вопросы, связанные с возможностью отстаивать свои трудовые права. Тем не менее, как показал опрос, по сути, единственное, что сейчас делают люди, - это обращаются к начальству (8%). Еще 9% никак не реагируют на нарушение их трудовых прав. Права 61% респондентов не ущемлялись, а доля всех остальных способов защиты (обращение в профсоюз, в суд, участие в митингах и прочее) не превышает статистической погрешности (1 - 2%).

Примерно так же респонденты собираются реагировать на нарушение работодателями их прав в будущем. 70% указали, что попытаются избежать конфликтной ситуации: попробуют договориться с работодателем (32%), перейдут на другую работу (27%) либо не будут делать вообще ничего, смирившись с положением дел (11%). Существенно меньше тех, кто готов к активным действиям для отстаивания своих интересов (24%).

Только 6% опрошенных допускают для себя возможность участия в протестных акциях - митингах, демонстрациях, голодовках. Это меньше, чем в период предыдущего кризиса 2008 - 2009 годов. Тогда о готовности “выйти на улицу” заявляли 11% россиян. Менее 3% рассчитывают добиться защиты своих интересов через участие в политических партиях, менее 2% - через профсоюзные организации. Объявить забастовку готовы лишь 2% опрошенных.

По словам кандидата философских наук Владимира Петухова, хуже всех готовы к какой-либо защите своих прав представители так называемого креативного класса, квалифицированные сотрудники. В профсоюзы и к забастовкам обращаются две социальные группы - рабочие и бюджетники. Судебная система сильно востребована среди работников правоохранительных органов и военнослужащих. Чиновники, если вдруг у них возникают какие-то проблемы, исключительно договариваются с руководством. Никаких других форм они не признают, считая их совершенно невозможными и неэффективными.

“А”-СПРАВКА

Приведенные результаты исследования получены в ходе “третьей волны” мониторинга в октябре 2015 года. По репрезентативной общероссийской выборке было опрошено четыре тысячи респондентов от 18 лет и старше, представляющих основные социально-профессиональные группы, проживающих во всех территориально-экономических районах страны в различных типах поселений. По ряду тематических вопросов результаты приводятся в сопоставлении с данными социологических исследований 1990 - 2000 годов.

Автор материала:
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности