10 млн пожилых россиян испытывают сложности в самообслуживании, а 3 - 4 млн уже не могут обходиться без посторонней помощи. Но в домах престарелых находятся всего около 200 тысяч россиян. Эти заведения пугают. И в первую очередь тем, что там пенсионер не защищен от произвола и жестокости. А в последнее время непонятно, на какую помощь там вообще можно рассчитывать - нет ни медицинских стандартов, ни стандартов ухода.
30 мая в Москве произошел взрыв бытового газа, из-за которого пришлось эвакуировать полсотни жильцов девятиэтажного дома на улице Гарибальди. Пострадал всего один человек - пенсионер, получивший ожог 60% кожного покрова. Полицейским пенсионер рассказал, что сильно мучился от одиночества после смерти жены и пытался покончить жизнь самоубийством. Он намеревался просто отравиться газом, но когда понял, что не выходит, зажег спичку... Детей и иных близких родственников у мужчины не было.
Казалось бы, одинокому пожилому человеку прямая дорога в дом престарелых. И помощь окажут, и компания сверстников… Но многих в нашей стране перспектива оказаться в таком учреждении пугает больше смерти. Между тем с каждым годом проблема будет становиться все острее.
В Москве 29 июня состоялся круглый стол “Социальная безопасность: достойное качество жизни граждан старшего поколения, соблюдение прав в гериатрических стационарах”.
- Сейчас в мире более 700 млн человек достигли возраста 60 лет. К 2050 году количество таких жителей будет около 2 млрд, что составит примерно 20% населения, - сообщил участникам круглого стола директор Всероссийского научно-методического геронтологического центра Игорь Архипов.
И пояснил, что население считается “старым”, если доля пожилых людей превышает 7%. В России же преклонного возраста достигли уже 13% граждан. Однако только 216 - 220 тысяч человек пребывают в социальных учреждениях, а это всего 0,65 - 0,67% населения. Продолжительность жизни у нас по-прежнему не очень высока - всего 71 год (129 место в мире), а вот физическое состояние пожилых людей - весьма посредственное. Около 10 млн россиян испытывают сложности с самообслуживанием. В постоянной помощи нуждаются уже 3 - 4 млн соотечественников. При этом четверть стариков живут одни. И столько же - думают о суициде.
Индекс качества жизни пожилых отражающий степень комфортности и благополучия как личного, так и в рамках своего общества:
Швейцария - 90,1
Норвегия - 89,3
Швеция - 84,4
Россия - 41,8 (65 место в мире)
Москва - 50,1
Что же делать с теми пожилыми, кто уже не справляется с самообслуживанием? Как правило, уход за ними берут на себя родственники. В случае невозможности совместного проживания решается вопрос о найме сиделки либо помещении родственника в одно из специальных учреждений. Услуги сиделки недешевы - от 20 до 50 тысяч рублей в месяц (в зависимости от квалификации, объема работы и других факторов). В некоторых случаях приходится нанимать двух сиделок к одному родственнику.
Частный дом престарелых также обходится недешево. И хотя некоторые заведения анонсируют цены от 20 тысяч за месяц проживания пожилого человека, в большинстве частных заведений “ценник” начинается от 40 тысяч рублей в месяц, и сумма серьезно возрастает от любых дополнительных, чаще всего медицинских, услуг. В государственный же дом престарелых попасть не так легко. Во-первых, мест немного, и в некоторые учреждения существуют очереди. Во-вторых, список документов, требуемых для устройства в государственное учреждение, весьма объемен. И собрать все эти справки очень непросто.
- Долгое время внимание общества было приковано к теме детей, и только сейчас мы начали задумываться о социальных проблемах старшего поколения. Не так давно была принята государственная стратегия действий в интересах пожилых людей. Сейчас разрабатывается план действий в исполнение стратегии, и, надеюсь, общество примет участие в его обсуждении. Я занимаюсь вопросами соблюдения прав человека и, к сожалению, знаю, что в таких учреждениях есть серьезные проблемы, носящие системный характер. Мы указали на эти проблемы органам власти, и в ближайшее время будет начата разработка реформы этих учреждений, - рассказала участникам круглого стола член комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова.
Как сообщила Тополева-Солдунова, наиболее часто нарушения прав человека происходят в психоневрологических диспансерах. Есть нарушения и в интернатах. К примеру, пару лет назад пятеро пациентов дома-интерната в Приморье сбежали и обратились в СМИ. Они заявили, что их заставляли делать ремонт помещений за свой счет, заставляли работать и угрожали отправкой в психоневрологический диспансер.
Остро стоит и вопрос с безопасностью проживания в интернатах. Только на прошлой неделе горел пансионат для престарелых в Екатеринбурге. Всего же за пять лет жертвами пожаров в лечебных и реабилитационных учреждениях в России стали более 100 человек. Самым трагическим в этом плане был 2013 год, когда два крупных пожара унесли жизни 75 человек. Наиболее известен пожар в психоневрологическом интернате в Новгородской области. Там жертвами стали 37 человек. Дирекция не запрещала пациентам курить в постели, а во время возникновения пожара в здании была лишь дежурная санитарка Юлия Ануфриева. 23 человека были спасены - она смогла вывести их на улицу, но погибла сама. В прошлом году было два пожара, погибли 23 человека. Все погибшие находились в психоневрологическом интернате в Воронежской области.
Опасностью для престарелых могут стать и… соседи. 19 мая в Волгодонске один пожилой мужчина во время ссоры пырнул другого острым предметом в живот. От полученной травмы тот скончался почти мгновенно - оказалась задета артерия. Тем временем убийца сбежал в соседнюю многоэтажку и там покончил с собой. Похожий случай произошел на днях и в Пучежском доме престарелых (Ивановская область). Там во время совместного распития спиртных напитков поссорились два соседа по комнате. И в результате 75-летний мужчина ударил своего 65-летнего собутыльника ножом в живот.
Сиделки также бывают неблагонадежными. 30 мая правоохранительные органы задержали сиделку, которая на протяжении года издевалась над советским изобретателем Владимиром Брувером. Дочь Брувера заподозрила неладное и установила в доме камеры наблюдения. И убедилась, что ее отца избивают. Сиделка свою вину признала только частично.
Но и с родственниками беспомощным старикам тоже не всегда безопасно. К примеру, в 2011 году на хуторе Глубокий (Ростовская область) полиция задержала 48-летнего рецидивиста, который издевался над своим 71-летним тестем. У полуслепого и полуглухого инвалида отбирали пенсию и морили его голодом. А затем и вовсе посадили на цепь в огороде и отгоняли односельчан, которые хотели подкормить несчастного, а самого старика били за то, что он просил у соседей еды. В итоге один из соседей не выдержал, сфотографировал происходящее и обратился в полицию.
Контролировать происходящее со стариками становится все сложнее. Особенно в частных домах престарелых. Новый закон “О социальном обслуживании” поспособствовал бесконтрольности. Можно создавать частные дома престарелых, но принцип включения их в реестр - уведомительный и добровольный. А до сертификации ни одна проверяющая организация не может прийти в частную организацию с проверкой.
- Некоторые частные организации предлагают уход за человеком за 20 тысяч рублей в месяц. Только представьте, что это за условия! - возмутился участник круглого стола, советник председателя Российского Красного Креста Рамаз Ахметели.
В свою очередь председатель комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков предложил на основе Красного Креста вести мониторинг учреждений, где живут пожилые люди, и собирать сведения. Хотя очевидно, что такой мониторинг будет не слишком действенным. Равно как и Декларация прав пожилых людей, проживающих в учреждениях медико-социального обслуживания, которую подписали участники круглого стола с намерением призвать поставщиков социальных услуг соблюдать права пожилых людей.
Между тем, как считают профсоюзы, необходимо развивать именно государственную систему социального обслуживания пожилых. Об этом говорится в докладе “Инвестиции в экономику ухода”, подготовленном по заказу Международной конфедерации профсоюзов в марте 2016 года. Доклад составлен на основе исследования данных из стран ОЭРС с высокими показателями экономики.
Исследователи доказали, что вложения в социальную инфраструктуру - инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обслуживание - выгодны и имеют экономическую отдачу. Причем иногда эта отдача больше, чем от вложений в физическую инфраструктуру. И это более эффективный способ выхода из рецессии, чем традиционный способ политики жесткой экономии, считают исследователи.
И поясняют, что увеличение государственных инвестиций в социальную инфраструктуру стимулирует занятость (сокращает безработицу), что непосредственно и косвенно влияет на совокупный спрос. Экономический эффект от таких инвестиций превышает изначальные вложения, и это делает разумным повышение дефицита госбюджета из-за этих инвестиций: сберегаются государственные расходы на социальные выплаты, новые работники платят налоги и пополняют бюджет. При этом сокращается гендерное неравенство, повышается качество жизни, решается демографическая проблема. А поскольку организованные услуги в домах престарелых, как правило, более продуктивны, чем индивидуальная опека в семье, то решается и проблема неоплачиваемой работы опекунов, вынужденных заботиться о родственниках.
По уверениям исследователей, вложения в социальную инфраструктуру создают в два раза больше рабочих мест, чем такие же вложения в физическую инфраструктуру. Инвестиции на уровне 2% от ВВП дают увеличение общей занятости в диапазоне от 2,4% до 6,1% - в зависимости от страны.
Впрочем, уже существующие государственные учреждения нуждаются в определенном контроле.
- 442-й закон (о социальном обслуживании) вывел медицинскую помощь из социальных учреждений, - сообщила участникам круглого стола главный гериатр Минздрава Ольга Ткачева. - И в результате медицинская помощь пожилым людям оказывается по-разному.
Теперь ни на медицинскую помощь в домах престарелых, ни на сам уход за ними нет стандартов. Соответственно, каждое учреждение решает проблемы в меру собственной находчивости и финансовых возможностей. Все чаще приходится обращаться в близлежащие в поликлиники и больницы. В результате терапевты, на участке которых расположен дом престарелых, тонут в наплыве пациентов. Но содержать своих врачей социальным учреждениям не под силу.
- Я учился и в США, и на Мальте, и нигде нет врачей в социальных учреждениях - это слишком дорого. Чаще всего эта проблема решается при помощи патронажа социальных учреждений со стороны медицинских учреждений, - сообщил геронтолог Сергей Прошин.
По мнению участников круглого стола, приказ Минздрава № 297 от 28.07.1999 “О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ” нуждается в доработке - там отсутствует план развития гериатрической помощи в стране. На всю страну у нас всего три гериатрические больницы, 2345 коек. И всего 200 гериатров.
- Развивать гериатрию экономически выгодно, - подтвердила Ткачева, - так как это снижает количество людей, нуждающихся в уходе. Но у нас в стране гериатрии фактически нет. Отличие гериатра от терапевта существенно. Терапевт пытается вылечить каждое заболевание, а их у стариков может быть около десятка. Много препаратов, а самочувствие пациента как было плохим, так и остается. А гериатр ориентирован не на излечение хронического заболевания, а на улучшение самочувствия, на продление самообслуживания. Так вот, в России гериатрии в этом понятии фактически нет. Нет образовательных программ, их надо разрабатывать. С этим готовы помочь в Израиле, и сейчас уже несколько врачей учатся там.
По словам Ткачевой, пару месяцев назад Минздрав утвердил порядок оказания гериатрической помощи (приказ № 38н от 29.01.2016), в котором прописано и наличие гериатров, и создание гериатрических центров. Но кадров для решения этой задачи еще нет.
ФГБУ “Всероссийский научно-методический геронтологический центр” Министерства труда и социальной защиты РФ - единственно федеральное учреждение для пенсионеров. А заодно - методическая и клиническая база для отечественной геронтологии.
- На базе нашего учреждения мы хотели бы создать научный центр. Построить его на месте развалин усадьбы, - говорит директор ФГБУ (и вице-президент Российской ассоциации геронтологов и гериатров) Игорь Архипов, - Мы разработали систему “статусов” - социального, психологического, соматического и стоматологического. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа социально-медицинской реабилитации. И ежеквартально при помощи статусов оцениваем динамику состояния каждого ветерана. Это позволяет держать под контролем все хронические заболевания, а их бывает в среднем по 11-16.
Действующее ФГБУ - бывший Дом ветеранов ЦК, созданный еще в 1922 году по декрету Ленина. Сейчас в центре 170 постояльцев, а их может быть 250.
- Раньше попасть к нам можно было только через Министерство труда, - рассказывает директор, - а после вступления в силу 442-го закона - о соцобслуживании - мы можем и сами брать людей. Правда, берем только тех, кому уже есть 75 лет, и тех, кто не имеет медицинских противопоказаний, то есть, как правило, не нуждается в специальном психоневрологическом лечении. Работу свою мы выполняем хорошо - средняя продолжительность жизни у нас свыше 83 лет.
В центре три отделения - два для тех, кто способен к самообслуживанию, и одно для тех, кто уже не в состоянии сам о себе позаботиться. Его называют отделение “Милосердие”.
- Я из Красноярска, - рассказывает Людмила Трошина, пациентка отделения “Милосердие”. - Дочь у меня умерла, и я сначала в доме престарелых в Красноярске жила. Тут гораздо лучше, и кормят хорошо.
У каждого в отделении отдельный номер. Небольшой, но туда помещается кровать, шкаф, холодильник, телевизор и санузел. Еду приносят в комнату. Ванны нет - все равно моют сотрудники. В отделении для тех, кто способен к самообслуживанию, комнаты больше. Еду там не приносят - старики сами ходят в столовую. Там помимо обычного меню есть еще пять “лечебных столов”.
- Раньше питание было обильней, - “признается” директор, - потому что было организовано по нормативу 3500 килокалорий на человека. Сами понимаете, это норма для молодых здоровых мужчин, а не для стариков, тем более лежачих. В результате ежедневно выбрасывалось около 50 килограммов еды. К тому же это только провоцировало многие хронические заболевания. Мы сделали упор на здоровое питание. Теперь выбрасываем всего 2 килограмма еды в день.
Геронтологический центр Минтруда - одно из немногих учреждений, которое может себе позволить оказывать медицинскую помощь прямо в стенах учреждения. Там есть ЭКГ, массажный кабинет, физиотерапия, стоматолог, рентген, УЗИ, лечебно-диагностическое отделение, лечебные души. К узким специалистам пациентов вывозят.
- У большинства наших жильцов есть родственники, лишь 15% совсем одиноки, - рассказывает психолог Татьяна Пискарева. - Но отношения с родственниками у всех разные. Кто-то общается чуть ли не ежедневно, кто-то годами не общается. С родственниками мы поддерживаем связь и сами, приглашаем на концерты и другие мероприятия. Иногда получается так, что старики сами сбегают сюда от родственников. Либо жилищный вопрос замучил, либо непосильна нагрузка от родственников: “вешают” на стариков внуков, правнуков. Немало пациентов у нас образовалось из-за действий “черных риелторов”. А бывает, что одна бабушка поселится, а потом к ней подружки переезжают. Семейные пары приезжают. Им дают двухкомнатные номера, если сами они не попросят поселить их раздельно. А вообще наши товарищи очень активную тут жизнь ведут. Женятся, разводятся, женятся на других… Даже завидно.
Содержание пенсионера обходится центру в 25 тысяч рублей в месяц. В основном это бюджетные средства. Но заведение берет себе 75% от доходов своих постояльцев - так положено по закону. Оставшиеся деньги пенсионеры тратят, как им захочется, в магазинах либо на рынке, куда их организованно возят каждый месяц.
К услугам постояльцев центра также библиотека, студии самодеятельности, громадный парк. И даже есть возможность завести собственный огород. Два памятника Ленину, ретро-музыка, побеленные бордюры… Некоторые бабушки считают, что страной до сих пор правит Хрущев. Их можно понять - обстановка располагает.
Список документов, требуемых для устройства в государственное стационарное учреждение социального обслуживания:
- Акт обследования, заверенный районным управлением соцзащиты населения (РУСЗН)
- Личное письменное заявление установленного образца от гражданина, поступающего в стационарное учреждение социального обслуживания, заверенное начальником РУСЗН (для лиц, находящихся в больнице, - заверенное медицинским учреждением в установленном порядке)
- Копия справки медико-социальной экспертизы
- Индивидуальная программа реабилитации
- Копии паспорта, пенсионного удостоверения, медицинского полиса
- Справка из ПФР о размере пенсии на месяц обращения
- Медицинская карта, оформленная и заверенная лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, с заключением врачей-специалистов: терапевта; фтизиатра (с указанием номера и даты флюорографии или исследования мокроты на ВК); отдельная справка - Ro-картина от врача-рентгенолога, суммарная доза Ro-облучения; справка из противотуберкулезного диспансера; онколога (с заключением о наличии или отсутствии заболевания); дермато-венеролога (с заключением о наличии или отсутствии заболевания)
- Анализы: на дифтерию; на группу энтеропатогенных бактерий; на маркеры гепатитов В, С; на ВИЧ-инфекцию; на сифилис; на гельминтозы (включая энтеробиоз, стронгилоидоз)
- Иммунизация против дифтерии, столбняка (ревакцинация каждые 10 лет); иммунизация против кори лиц, до 35 лет не болевших, не привитых, не имеющих сведений о вакцинации
- Заключение ВКК психоневрологического учреждения с развернутым диагнозом и указанием рекомендуемого типа дома-интерната
- Для дееспособных лиц, поступающих в психоневрологический интернат, - запись об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании недееспособным
- Единый жилищный документ (выдается ЕИРЦ, срок действия - 1 месяц)
- В случаях когда заявителем является иное лицо, - паспорт данного лица и документ, подтверждающий его полномочия.