В новый черный список попали 24 крупных российских бизнесмена и 14 компаний. Среди них - крупнейшие предприятия горно-металлургической, автомобилестроительной, нефтегазовой и энергетической отраслей. Какие последствия грозят отечественной индустрии и трудовым коллективам, “Солидарности” рассказали профсоюзные лидеры.
Минфин США 6 апреля расширил антироссийские санкции. 24 крупных российских бизнесмена и 14 связанных с ними компаний попали в список особых национальных структур и граждан (Specially Designated Nationals and Blocked Persons, SDN). Вот эти предприятия: агрохолдинг “Кубань”, “Базовый элемент”, B-Finance Limited, En+Group, ГАЗ, “Газпром бурение”, “Евросибэнерго”, “Ладога менедж- мент”, “ЭнПиВи Инжиниринг”, “Ренова”, “Рос- оборонэкспорт”, Российская финансовая корпорация, “Русские машины”, “Русал”.
Нахождение в списке SDN означает полную изоляцию от финансовой системы США. Американцы и их партнеры должны будут до 5 июня прекратить все отношения с названными российскими компаниями. До этого дня поставки еще можно принимать, но платежи будут переводиться на специальный заблокированный счет в банке на территории США. Для некоторых компаний, а именно En+, “Русал” и группы “ГАЗ”, установлен более жесткий срок - 7 мая. Европейские и азиатские банки и компании, в свою очередь, рискуют подпасть под санкции, если продолжат бизнес с персонами и компаниями из списка SDN. При этом выйти из-под санкций возможно только с одобрения Конгресса США.
В итоге стоимость акций крупнейших российских компаний уже за первый после выходных торговый день упала на 820 млрд долларов. Лидерами падения стали акции “Русала”. Так, на Гонконгской бирже они рухнули почти на 50%.
Дмитрий Медведев 9 апреля поручил правительству России разработать меры поддержки компаний, попавших в новый черный список Белого дома. Аналитики считают, что обсуждаются такие меры, как прямое бюджетное субсидирование, рефинансирование долгов под госгарантии, создание на территории РФ офшорных зон, госзаказы и национализация компаний.
Опрошенные “Солидарностью” профсоюзные лидеры считают ситуацию тревожной, но надеются, что руководство предприятий и правительство сделают все возможное, чтобы работники не пострадали.
Председатель Роспрофпрома Андрей Чекменев очень обеспокоен вводом санкций в отношении “Рособоронэкспорта”:
- “Рособоронэкспорт” - одна из структур, которая обеспечивает продажу наших изделий за рубеж, откуда поступает на предприятия валюта, а вместе с ней возможность выплачивать заработную плату. Естественно, если вдруг договоры, которые мы заключаем, начнут срываться по каким-то причинам или не будут заключаться следующие договоры - это повлияет… Это сигнал правительству, что нужно искать выход из положения, в которое мы попали.
Зампред Горно-металлургического профсоюза России Светлана Боева тоже считает, что без поддержки государства предприятиям, в частности “Русалу”, будет сложно остаться на плаву, однако пока поводов для паники нет:
- В компаниях на встречах с профактивами руководство предприятий заверяет, что с занятостью, зарплатами и социальными гарантиями пока все остается по-прежнему, - сообщила Боева.
Валерий Вахрушкин, председатель “Электропрофсоюза” отметил, что в подпавших под санкции “Евросибэнерго” и En+Group нет профорганизаций. Тем не менее он считает, что на предприятиях энергетики санкции сильно не скажутся, а правительство окажет финансовую помощь.
Заместитель председателя профкома ОАО “ГАЗ” Валерий Художитков надеется, что на работниках завода санкции не отразятся, так как “руководство ГАЗа делает все возможное, чтобы минимизировать риски, ищет альтернативные варианты для замены комплектующих, попавших в санкционный список”.
- По крайней мере сейчас речь о мерах по оптимизации производства и о сокращениях не идет. Но было бы неплохо, если бы руководство группы “ГАЗ” обсудило с представителями министерств конкретные меры поддержки предприятия для предотвращения вызванных санкциями рисков. Так как опасения у коллектива на этот счет все же есть, - сказал Художитков.