Пока он будоражит умы пользователей интернета проектами колонизации Марса и полетами в космос на ракете, на его предприятии по производству электромобилей далеко не все гладко. “Солидарность” разбирает особенности непростых отношений Илона Маска с профсоюзными объединениями Европы и США.
Бизнесмен и инноватор подвергается критике со стороны профобъединений в разных точках планеты. Причина этого - в спорной политике выстраивания Илоном Маском отношений с работниками его предприятий. История противоречий Маска с Германией в целом и с профобъединением IG Metall в частности началась с того, что в ноябре прошлого года его компания Tesla приобрела германскую фирму Grohmann Engineering почти за 150 млн долларов. Маск практически сразу приступил к своим нововведениям, а именно: в первую очередь урезал зарплату работникам, сделав ее на 30% ниже средней по отрасли. Во вторую - приостановил все действующие контракты Grohmann с немецкими фирмами, в числе которых есть такие гиганты, как Bosch, BMW и Volkswagen. Этот шаг изобретатель аргументировал тем, что необходимо сосредоточить внимание на производстве Model 3 - очередного детища из линейки электромобилей. И выразил надежду, что оставленные им клиенты смогут использовать разработки Tesla - а сама Tesla возобновит работу с ними, как только такая возможность появится.
Если фирмы-клиенты будут решать вопрос прекращения совместной работы с помощью юристов, то вопросом заработной платы и условий труда в Германии занимаются профсоюзы. В данном случае в дело вмешалось профобъединение IG Metall. Это крупнейшее объединение работников металлургической промышленности охватывает более 2 млн членов профсоюзов. Оно активно сотрудничало с компанией Grohmann до ее преобразования в Tesla Grohmann. Требования профобъединения к Маску были прозрачны: повышение зарплат и заключение коллективного договора о тарифных ставках. Спор шел довольно долго, около полугода, и за это время профсоюзы успели пригрозить забастовкой.
Абсолютно все требования профобъединения Маском, разумеется, удовлетворены не были. Однако удалось достичь компромисса, хоть и относительного. Никакого коллективного договора Tesla заключать не стала, зато с зарплатами вышло чуть получше - они были повышены на 150 евро. Но к изначальному размеру зарплаты немецких работников Tesla не вернула, да и увеличила на весьма незначительную сумму. Кроме того, Маск предложил следующий путь компенсации: выплата каждому сотруднику индивидуальной премии по 10 тысяч евро в течение года, а также рабочие гарантии вплоть до 2022 года. Проф- объединение, правда, на достигнутом останавливаться не намерено, но о забастовке больше не упоминает.
Разумеется, трудовые уступки немцам не могли остаться незамеченными: повышение зарплат сотрудникам Tesla Grohmann вызвало справедливое возмущение американских сотрудников Tesla. Дело в том, что все манипуляции с немецким предприятием Маск проворачивал, уволив несколько сотен сотрудников своего завода во Фремонте (Калифорния).
Однако положение профобъединений в Германии и США кардинально отличается. Если на ситуацию с Grohmann тут же среагировало проф- объединение IG Metall и добилось подобия компромисса по вопросу зарплат, то американские профсоюзы не настолько влиятельны и не имеют сколько-нибудь единой программы действий, как то же ОНП (Объединение немецких профсоюзов) в Германии. Несмотря на это, американская Tesla делает все возможное, чтобы не дать недовольным рабочим объединиться в профсоюзы и вести какую бы то ни было профсоюзную деятельность.
А поводы для недовольства у сотрудников накопились уже давно. Во-первых, это тотальные переработки, доходящие до 30 часов в неделю и к тому же неоплачиваемые. Сам Илон Маск утверждает, что переработки случаются, но в том случае, когда работа “горит”. Во-вторых, по словам бывших сотрудников, средняя зарплата рабочего на заводе составляет 17 - 21 доллар в час, в то время как средняя зарплата по отрасли - 25 долларов в час.
Обеспокоенная своим непростым положением, часть рабочих завода Tesla во Фримонте не раз стремилась объединиться в профсоюз, однако отклика от фирмы не получила. С этой же целью рабочие обратились к UAW - одно из немногих американских профобъединений сотрудников автомобильной промышленности. Вообще UAW забеспокоилось уже после того, как Маск огласил намерение увеличить производство электромобилей серии Model 3: от 100 машин в августе этого года до 1500 в сентябре. Правда, планам осуществиться было не суждено: в сентябре удалось произвести чуть более 200 электромобилей данной серии. По утверждению бывших сотрудников компании, работать приходилось и по субботам. Профобъединение предложило создать профсоюз на территории завода во Фримонте, чтобы помогать сотрудникам решать трудовые вопросы и договариваться с руководством относительно переработок, зарплат, выходных.
Не получив ожидаемого отклика от руководства компании, UAW при поддержке трех бывших ее сотрудников и NLRB - Национального совета по трудовым отношениям подало на Tesla жалобу. В ней изложены основные претензии к компании, связанные с препятствованием к осуществлению профсоюзной деятельности. Так, компания не дает распространять информацию о профсоюзах (к примеру, охрана не брезгует отбирать у сотрудников листовки с профсоюзной агитацией), а также препятствует переговорам работников с UAW относительно безопасности рабочих мест на заводе. Кроме того, по утверждению заявителей, начальство периодически допрашивало их на предмет профсоюзной деятельности других рабочих. Впрочем, выяснять отношения стороны будут уже в суде: первое слушание по данному административному делу назначено на 14 ноября.
Этой жалобой дело не ограничилось. Маску направили коллективное письмо от 50 общественных организаций, действующих в Калифорнии. Другое письмо пришло от представителей законодательного собрания штата. Они обеспокоены тем, что Tesla обязывала сотрудников подписывать специальный договор, согласно которому те не имели права обсуждать свою зарплату и условия труда как с сослуживцами, так и с представителями профсоюзных организаций.
Отметим также, что далеко не все сотрудники поддерживают усилия UAW в их действиях против Tesla, поскольку профобъединение уже успело себя дискредитировать. До завода Илона Маска здание во Фримонте занимала фабрика NUMMI (совместное предприятие General Motors и Toyota), закрывшаяся не без участия профобъединения. Маск настаивает на том, что лучше общаться с работниками напрямую, а не через профсоюз.
Свою позицию относительно недовольства рабочих трудовой политикой Tesla определяет очень просто. По словам одного из представителей компании, “невозможно изменить мир работой с 9:00 до 17:00”. Видимо, даже если эта работа в убыток самому руководству компании.
Илон Маск - канадско-американский изобретатель и бизнесмен родом из ЮАР. Владеет несколькими компаниями, в том числе Tesla и Space X. Среди его “детищ” можно выделить следующие:
1. Электромобиль Model S. Максимальная скорость - 249 км/ч. Заряда аккумулятора хватает на преодоление 443 км.
2. Ракета-носитель Falcon. Последняя из серии, Falcon-9, допускает возможность возврата и повторное использование первой ступени. Ракета совершила уже 17 удачных стартов.
3. Solar City. Компания по производству и установке солнечных батарей, лидер по установке солнечных энергосистем по США.
Помимо этого Маск представлял проекты вакуумного поезда, способного развить скорость до 1200 км/ч, и полета на Марс через несколько лет. Несмотря на то, что проекты Маска многообещающие и инновационные, его компания Tesla работает в убыток.