Игра про покемонов еще не успела официально появиться в России, как уже навязла у всех на зубах. Кто-то воспринимает ее как разработку Госдепа, кто-то – как простую детскую забаву, а вот бизнес увидел в дополненной реальности игры новые огромные возможности. Корреспондент «Солидарности» прошлась с покеболом в руках по Дворцу труда профсоюзов в поисках покемонов и поговорила с профлидерами.
Из кабинета председателя ФНПР Михаила Шмакова можно дотянуться до покестопа и раз в пять минут получать оттуда опыт для персонажа и разные полезные предметы. Но покемонов там обнаружить не удалось. Зато я поймала пиджи в приемной у первого заместителя председателя ФНПР Сергея Некрасова и мэджикарпа в кабинете у секретаря ФНПР Олега Соколова.
Покемон – это «карманный монстр» со сверхспособностями. Всего существует более 700 разновидностей покемонов. В 1996 году появилась одноименная компьютерная игра, которая затем стала второй в мире по популярности серией компьютерных игр. По ее мотивам существуют аниме, фильмы, карточные игры и сопутствующие товары. Товарный знак «Покемон» принадлежит Nintendo, одной из крупнейших фирм-разработчиков компьютерных игр. 6 июля 2016 года компания выпустила игру с дополненной реальностью «Pokemon go» для смартфонов.
- Любая игра – это форма эскапизма, то есть бегства от окружающей действительности. Плюсы любой игры могут заключаться либо в развитии ума и сообразительности, либо в физическом совершенствовании. В «Покемон го» я не наблюдаю ни того, ни другого, - выразил общее профсоюзное мнение секретарь ФНПР Александр Шершуков.
Многие профлидеры вообще отказывались отвечать на вопросы об игре, мол, это все бред, и вообще, нам некогда, мы работаем. Это понятно, общество в очередной раз разбилось на два лагеря: за и против. Но все же для начала стоит разобраться в плюсах и минусах этой игры.
Самый «страшный» минус – конспирологический. Мол, приложение разработало ЦРУ, чтобы собирать информацию с секретных заводов, АЭС, военных баз и прочих мест, куда допуск простым смертным запрещен. Теория ничем не подтверждается, однако она гипотетически возможна, а, значит, некоторые предпочитают перестраховаться. Вот, что рассказывает на своей странице в Фейсбуке писатель-фантаст Дмитрий Рус:
«Разработчик игры: Niantic Labs. Внутренний старт-ап Гугла. Niantic основан Джоном Хэнком, так же основавшим Keyhole, Inc - проект для картографирования поверхности, выкупленный все тем же Гуглом и создавшим на его базе Гугл-карты, Гугл-Земля, Гугл-Стритс. А теперь внимание, следите за руками! Keyhole, Inc спонсировался венчурным фондом In-Q-Tel. Это фонд ЦРУ, вполне официально созданный в 1999 году.
Посредством вышеуказанных аппликаций, были решены важные задачи: обновляемое картографирование поверхности планеты, включая дороги, базы и т.д. А ведь когда-то карты-километровки считались стратегическими и секретными. В гражданские карты даже специально вносились погрешности. Автомобили-роботы от Гугл-Стритс заглянули во все переулки, картографировав наши города, машины, лица... Оставалась одна проблема. Как заглянуть в наши дома, подвалы, тенистые аллеи, казармы, госучереждения и так далее, по списку? Niantic Labs выпускает гениальную вирусную игрушку, новомодной технологии дополнительной реальности».
По словам писателя, игровое приложение сначала потребует дать ему соответствующие права (доступ к камере, микрофону, гироскопу, GPS, подключаемым устройствам, в том числе - носителям USB и т.д.), потом – заснять покемонов, заодно получив фото помещения, где вы находитесь. А это значит, что так можно увидеть, что происходит, где угодно: хоть в Госдуме, хоть на военной базе.
Вероятно, страх того, что ЦРУ увидит, что происходит в российской Думе, сидит и в депутатах, потому что некоторые поторопились внести предложения о запрете игры в России.
- Если удастся зацепить много людей в России и иметь механизмы по управлению не из России, и по линии флешмоба собрать миллион человек в Москве на Красной площади, это плохо, – сообщил АГН «Москва» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. – Потому что процесс сбора этих людей при определенных обстоятельствах вполне возможно подведет людей и под провокации, и подо что угодно. Этот момент надо отслеживать.
К словам Федорова явно прислушались, потому что буквально несколько дней назад на Красной площади поставили глушилки, и теперь покемонов там не найти.
Депутат Госдумы от КПРФ Денис Вороненков просит глав ФСБ и Минкомсвязи ввести запрет на «Pokemon go» из-за того, что пользователи, сами того не зная, могут стать участниками шпионажа и даже теракта. Вороненков считает, что игра является не чем иным, «как продуктом, разработанным спецслужбами США с целью ведения непрерывной разведывательной деятельности при помощи ничего не подозревающих граждан соответствующих стран, в которых игра Pokemon Go получила массовое распространение».
Наиболее категоричным стал пepвый зaмпpeд кoмитeтa Cовета Федерации пo oбopoнe Фpaнц Kлинцeвич.
- Oщущeниe, чтo дьявoл пpишeл чepeз этoт мexaнизм, и пытaeтcя пpocтo paзвaлить нac изнутpи дуxoвнo, — cкaзaл он в интepвью гaзeтe «Извecтия».
Кстати, Совет Федерации намерен рассмотреть вопрос о «Pokemon go» в России на заседании. И это все несмотря на то, что официального релиза игры в нашей стране еще не было, и неизвестно когда будет. Компания сроков не называет.
- Чтобы запретить – нужно определить прямой и явный вред, который наносит данная программа, - не согласны с такой категоричностью в профсоюзах. - К сожалению, депутаты не предлагают альтернативу этой игре, что-то, что положительно влияло бы на умственное и физическое развитие. Но заниматься умственным развитием в ситуации, когда закрываются библиотеки и перепрофилируются дома культуры, а спорт становится дорогим в результате снижения зарплат работников - достаточно сложно. В 19 веке в аналогичной ситуации работники одурманивали себя водкой и разрешенными в то время наркотическими веществами. Сейчас – подобными играми. Считать, что в этом заключается исторический прогресс – грустно, - считает Александр Шершуков.
Еще один минус игры - в ее травмоопасности. Дело в том, что на мир придется смотреть через призму виртуальной реальности, то есть, попросту, через экран мобильного телефона. Игроки зачастую не замечают, куда они идут, уткнувшись в карту на телефоне. Игра уже стала причиной для травм и столкновений по невнимательности. И хорошо, если с людьми, а не с машинами на проезжей части. Ведь там тоже появляются покемоны! В пылу погони легко не заметить, что ты уже ушел с тротуара…
Сбербанк даже разработал специальную страховку для игроков «Pokemon go»: на сайте #Сбербанкgo можно оставить заявку на бесплатный страховой полис. При этом банк предупреждает, что «страховая защита распространяется только на случаи, которые произошли непосредственно в момент ловли монстра», предлагает немедленно сфотографироваться в том месте, где пользователь получил травму, и сохранить фотографию — она может пригодиться для получения страховой выплаты (размер максимальной выплаты — 50 тысяч рублей).
Пользу из «Pokemon go» извлекли и грабители. Они ставят на «покестопы» специальную приманку для покемонов (ее можно купить в игре за небольшие деньги) и приманивают юных игроков со смартфонами, идущих туда в надежде поймать пикачу. Естественно, вместо редкого существа из виртуальной реальности они сталкивались с грабителями, которые отбирали дорогие мобильные телефоны.
Некоторые работодатели начинают бояться, что их сотрудники начнут играть в «Pokemon go» прямо на рабочем месте, поэтому предупреждают заранее: за такое последует увольнение. Я спрашиваю зампреда ФНПР Давида Кришталя, будут ли профсоюзы защищать этих незадачливых игроков?
- Если те играли во время работы, то не будем защищать, а вот если в перерыве, то, конечно, будем добиваться восстановления на работе. И поможем связаться с психологом, чтобы вернуть человека в реальный мир. Все азартные игры, даже шахматы, если играть в них фанатично, приводят к смещению в сознании. Надо знать меру, - ответил он.
Приложение от компании Nintendo, работающее на операционных системах iOS и Android, предлагает искать и приручать покемонов, спрятанных в реальном мире. Смысл игры заключается в том, чтобы находить «карманных монстров» и тренировать их, а затем участвовать в сражениях с покемонами других игроков. Включив приложение, вы просто гуляете по улицам, выискивая покемона. Когда тот появится поблизости, мобильный завибрирует, и перейдет в режим фото (этот режим можно отключить). Чтобы поймать покемона, нужно попасть в него мячом (покеболом), который можно найти на покестопах (порталах, отмеченных на карте).
Как часто встречаются разные покемоны
Но все же не будь серьезных плюсов, вряд ли бы эта игра всего за неделю установила рекорд скачиваний в App store (по неофициальной статистике – более 30 млн), а ее создатели - компания Nintendo - зарабатывали бы более 1,6 млн долларов в день, и их капитализация превысила бы капитализацию «Роснефти».
Большинство взрослых, поставивших себе игру, говорит о том, что она стала поводом выйти на улицу, погулять, пройтись пешком после работы. Для поиска покемонов нужно много передвигаться, многие покестопы расположены рядом с достопримечательностями, в парках, музеях. К тому же, каждый тип покемонов обитает в своей местности. Водяные – около рек, моря, водоемов, боевые – у стадионов, каменные – на вокзалах, парковках, и так далее.
Однако, самый большой плюс, привлекающий людей в игру – это формат дополненной реальности. На самом деле, «Pokemon go» - это не первая игра подобного формата. Та же компания в 2012 году выпустила игру Ингресс, пользующуюся популярностью, хоть и не такой безумной, как покемоны. В ней также нужно передвигаться в реальном мире, захватывать виртуальные порталы, на месте которых находятся какие-либо достопримечательности.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев убежден, что «Pokemon go» не представляет никакого вреда, а является первой ласточкой в соединении реального и виртуального пространства.
- Опасности как таковой из-за этой игры я не вижу. Да и сама идея создания ее вовсе не нова. Многие компании уже делали это и гораздо лучше. Здесь большую роль сыграла раскрутка. Взрывной бум вокруг нее говорит о том, что общество дошло до состояния, когда виртуальное пространство начинает притягивать физическое состояние, и мы переходим в эпоху нового мира, где виртуальные персонажи, такие, как покемоны будут находиться рядом.
«Pokemon go», как и другие подобные игры – это предвестник нового прорыва, новой реальности. Как появление интернета в свое время изменило мир, так это сделает и дополненная реальность, уверены эксперты IT-индустрии. Технология уже есть, но пока с ней лишь… играют. Пробуют на зуб. Думают, как можно использовать с толком.
Технологии дополненной реальности существуют уже достаточно давно, их создатели рассказывают, как это круто для бизнеса. Но массовому бизнесу оно непонятно. К тому же, большинство полагает, что если бы это было и впрямь так круто, то давно бы все корпорации такое запустили. И покемоны это изменили. Бизнес начал пробовать привлекать клиентов с помощью «Покемон го», а следующий логичный шаг – сделать свою дополненную реальность.
Сбербанк установил ловушки для покемонов — lure-модули — около своих отделений. Модули работают целый день и увеличивают число виртуальных монстров в окрестностях. Приходи в Сбербанк и собирай покемонов! Поймаешь в отделении банка и отправишь скриншот на официальные страницы в фейсбуке или во «ВКонтакте» - получишь 500 бонусов программы «Спасибо». Их можно перевести в реальные деньги на счёт мобильного телефона. По этому же пути пошли и некоторые кафе. Стоимость lure-модуля на день – около 1000 рублей, зато сколько-то игроков зайдут в кафе. Если место проходное, то и полсотни посетителей.
За каждого покемона, пойманного в отделении или у банкомата банка «Открытие» на карту клиента начисляются 50 бонусных рублей, которые также можно выводить в реальные рубли (при сумме от 3 тыс. рублей).
Не отстают от кафе и банков и музеи. Администрация Пушкинского музея проверила: покемоны у них есть, о чем и сообщила в твиттере, позвав их ловить. А вот директор современного музея «Гараж» Антон Белов собирается обратиться к разработчикам игры с просьбой поселить несколько монстров в здании музея.
- Если в музее люди начнут ловить покемонов, то в конце концов они их поймают, а дальше будут спокойно наслаждаться искусством. Музеи должны работать над тем, чтобы после поимки покемонов или просто общения в соцсетях людям было интересно оторваться от гаджетов и обратить внимание на искусство, - считает он.
Может быть такой же метод применить и в профсоюзной среде? Привлечь молодежь в профорганизации, используя покемонов?
- Это не наш метод. Решение о вступлении в профсоюз должно быть осознанное, человек должен понимать, что идет туда, чтобы защищали его интересы. Музеи еще могут привлекать людей играми, но профсоюзы нет. Это как «пиво только членам профсоюза» - не работает, - комментирует «Солидарности» секретарь ФНПР Алексей Жарков.
А вот в Новосибирске работодатели уже ищут сотрудников, чья задача будет заключаться в поиске и тренировке покемонов, а также консультировании отдела маркетинга по вопросам, касающимся интеграции игры в процесс печати фотографий. Обещают 18 тыс. рублей в месяц, iPhone 6S и страховой полис на случай возможных травм во время охоты. Требования к кандидату: знание английского языка, неполное высшее образование и 20-й уровень в игре Pokemon go.
Похоже, дополненная реальность будет все больше проникать в нашу жизнь. Как это ее изменит - пока неизвестно. Очевидно лишь, что как-то изменит. Границы между онлайном и офлайном будут все больше стираться. Так что, в реальности через несколько лет нас может подстерегать атака злых покемонов? И готовы ли защищать людей от покемонов (и прочих виртуальных угроз) в профсоюзах?
- Мы постоянно этим занимаемся. Но только покемонов не там ищут, надо в правительстве, там их много. Мы для того и созданы: чтобы защищать работников. Но есть правильные покемоны, хорошие, они могут вступать в профсоюз, для них можно создать отдельный профсоюз. Но покемоны из правительства уже бесполезны, их надо только покеболами отлавливать и идти на охоту, что мы регулярно и делаем. Как минимум раз в месяц, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям, - заверил «Солидарность» секретарь ФНПР Олег Соколов.
Плохих покемонов на территории Дворца труда профсоюзов не обнаружено. Я проверила.