В середине августа в отеле Marriott на индонезийском острове Бали разразился скандал. Руководство отеля начало оказывать жесткое давление на сотрудников, предпринявших попытку объединиться в профсоюз. “Солидарность” разбирается в проблемах, с которыми столкнулись работники индонезийского отеля, а также анализирует, с какими трудностями приходится иметь дело персоналу гостиниц по всему миру.
На фото: демонстрация протеста работников Marriott в Сан-Франциско, 3 сентября 2018 года
Тропический остров Бали - привлекательное место для отдыха людей со всего мира, но, как оказалось, не для работы. Персонал трудится в непростых условиях - к примеру, 40% штата нанято по краткосрочным договорам. Устав от переработок и почти бесправного состояния, сотрудники отеля вступили в FSPM (Национальная федерация работников гостиниц и ресторанов Индонезии), аффилированную с Международным союзом работников пищевой промышленности и смежных отраслей (IUF). Но работодатель стал еще более жестким - так, от работы в отеле был отстранен глава первички Аугус Сарватама.
По словам самого Аугуса, “когда руководство обнаружило, что мы с коллегами организовывали профсоюз, они вызывали нас “на ковер” одного за другим и допрашивали с пристрастием. Меня освободили от должности, и на данный момент я в подвешенном состоянии. У меня только родился второй ребенок, и я не знаю, что делать дальше. Невозможно бороться за какие бы то ни было перемены, если нет даже права на собрание”.
Формально трудовой договор Аугуса истек в конце июля, но сам профлидер планировал продлить его, чтобы не терять работу и вместе с тем помогать сослуживцам. Особенно горькую иронию ситуации добавляет тот факт, что в 2016 году сеть оте-лей Marriott International была включена в список 50 лучших мест для работы в США. Впрочем, и в самих США сеть отелей “отличилась”. По словам работника ресепшена отеля Marriott Marquis в Сан-Франциско и члена профсоюза Unite Here Консуэло Эскорсии, “два года назад, когда я чистила ванную в отеле Marriott Marquis, один из клиентов начал меня домогаться. Через какое-то время другой работник подвергся нападению гостя. Руководство отказалось хоть как-то нас защищать и приказало даже не говорить об этом”. В мае в Женеве прошла встреча работников Marriott из разных стран - при поддержке IUF, МОТ и профобъединения АФТ-КПП.
“Грешит” Marriott и в Европе. Так, в июле сеть вновь отметилась в Цюрихе, о чем IUF получил ряд жалоб. Согласно сообщениям персонала, представленным в докладе аффилированной с IUF профорганизации Unia, их регулярно заставляли работать в выходные и по 12 - 13 часов в сутки - при этом переработки не оплачивались.
Вообще, сеть отелей Marriott имеет весьма темную историю несоблюдения прав работников: “Marriott считается одной из самых антипрофсоюзных корпораций. Для управляющего персонала гостиниц одно время проводились тренинги на случай возникновения профсоюзной организации. Ему выдавалась карточка с телефонами - персонал должен был знать, куда звонить в случае пожара, утечки газа, сердечного приступа. Там было восемь телефонных номеров, но первым номером была указана union activity - профсоюзная деятельность. Был и специальный телефон у них, у которого 24 часа в сутки сидели люди, потому что звонки поступали из разных точек земного шара. И эти люди консультировали, что делать, дабы не допустить развития профсоюза. Также у них были пособия, которые они штудировали: “Как не допустить создания профорганизации”. Для нас это важный показатель оценки работы компании - фактически антипрофсоюзная сущность была заложена в самой природе Marriott. Как и McDonalds, являющийся самым антипрофсоюзным предприятием на рынке общепита. Сейчас идет глобальная кампания, стартовавшая в начале года. Мы требуем от Marriott подписать отдельный документ, чтобы компания обязалась противодействовать домогательствам на рабочем месте”, - рассказал “Солидарности” координатор стратегических кампаний IUF Кирилл Букетов.
Одно из самых распространенных нарушений прав работников - сексуальные домогательства (которым подвергаются работники как женского, так и мужского пола). В 2016 году профсоюз Unite Here Local 8 в Сиэтле потребовал от Ассоциации отелей Сиэтла рассматривать жалобы и принимать меры в отношении гостей, применяющих те или иные формы насилия к сотрудникам. Крупной победы в октябре 2017 года добилась Чикагская федерация труда - городской совет Чикаго принял постановление под названием “Руки, штаны”: все сотрудники должны быть обеспечены тревожными кнопками на случай нападения или домогательств. А в Калифорнии обсуждается возможность внесения “неблагонадежного” гостя в так называемый “черный список” клиентов.
С инициативой массового обеспечения персонала тревожными кнопками выступила ассоциация работодателей американского гостиничного бизнеса AHLA. В июне этого года в сотрудничестве с крупнейшими гостиничными сетями - Hilton, Hyatt, IHG, Marriott, Wyndham - AHLA приняла решение о так называемом “Пятизвездочном обещании”. Решение предусматривает обеспечение всех сотрудников отелей упомянутых компаний компактными тревожными кнопками, нажатие на которые вызовет на помощь работников службы безопасности гостиницы.
IUF в свою очередь составил специальное пособие-рекомендацию по противостоянию гендерному насилию; пособие было предоставлено “Солидарности”. Одним из оснований для его составления стали скандалы в Швеции (где с недавних пор на обвиняемых в домогательствах или изнасиловании не распространяется презумпция невиновности). К примеру, по опросам шведской газеты Svenska Dagbladet, семеро из каждых десяти опрошенных работников гостиничного сектора подвергались домогательствам клиентов или менеджеров отелей. Оказывая давление на местную ассоциацию работодателей Visita, а также взаимодействуя с руководителями первичек и обучая профсоюзных инспекторов по охране труда, проф- союзу HRF удалось добиться глубокой работы над проблемой.
Мировое профобъединение в области гостиничного бизнеса IUF озабочено проблемой. Вот что “Солидарности рассказал Кирилл Букетов: “Тема трудовых отношений в гостиничной индустрии очень важная, поскольку этот сектор - самый динамично развивающийся в мире, в нем заняты миллионы людей. Проблема в том, что на верхушке стоят транснациональные корпорации, и у двух отелей, например Marriott и Hilton, могут быть разные управляющие компании, но один собственник. И ключевым в принятии решений является собственник. Наш подход состоит в том, что если управляющая компания заключает контракт на управление гостиницей, то она должна внедрять туда свои трудовые стандарты. И эти стандарты должны быть общими”.
Не только в России, но и на всем пространстве СНГ проблема такова, что практически отсутствуют профсоюзные организации, которые могли бы представлять интересы работников гостиниц. Ситуация печальная в сравнении как со странами Запада, так и с государствами АТР (за исключением Китая с его “особым” отношением к профсоюзам на законодательном уровне): в Японии, Корее, Индонезии, во Вьетнаме и на Филиппинах хотя бы есть попытки создавать профорганизации, чтобы защищать интересы работников гостиничной индустрии.
Тем не менее есть компании, которые сотрудничают с профсоюзами. “Есть компании, которые берут на себя обязательства по защите трудовых прав, в том числе права на объединение в профсоюз. Здесь примером может служить гостиничная сеть и оператор гостиниц Accor - они управляют такими брендами, как Ibis, Adagio, Novotel, Sofitel. У них 20 брендов в управлении. И у них есть договор с IUF как с международным союзом, который представляет работников гостиничного сектора, - договор включает в себя пункт о соблюдении профсоюзных прав”, - рассказал Букетов.
Очевидно, что персонал гостиничных сетей - одна из самых уязвимых прослоек трудящегося населения. Факты многочисленных протестов работников отрасли и почти намеренное долговременное игнорирование работодателями ключевых проблем свидетельствуют о том, что индустрии есть еще куда расти в области обеспечения трудовых прав. Можно надеяться, что при поддержке профсоюзов работникам удастся преодолеть произвол клиентов и начальства.