Крупный горно-обогатительный комбинат, городской музыкальный театр или образовательные учреждения целого региона. Разные отрасли и регионы, и проблемы, с которыми столкнулись работники, тоже разные: от незаконных увольнений до задержек заработной платы. Но в каждом случае проблемы эти были решены благодаря своевременному вмешательству профсоюзной стороны. В этом выпуске «Профсоюзного журнала» предлагаем вашему вниманию три истории профсоюзных побед.
На фото: митинг работников Волгоградского музыкального театра
Предприятие
Качканарский горно-обогатительный комбинат разрабатывает запасы крупнейшего в мире месторождения ванадия, а в России является единственным поставщиком содержащего ванадий сырья. Этот редкий металл используется для легирования стали и находит применение почти во всех отраслях промышленности. Строительство комбината началось в 1956 году. Сейчас предприятие, входящее в группу компаний «Евраз», перерабатывает почти 60 млн тонн железной руды в год, обеспечивая работой более 6 тысяч человек.
Проблема
Администрация комбината попыталась уволить 19 работников железной дороги, ссылаясь на результаты их медицинского обследования. С осени 2014 года по инициативе руководства предприятия профосмотры стали проводиться не в медсанчасти комбината, как ранее, а в Центре профпатологий в Екатеринбурге. Этот центр и выдал справки о наличии у железнодорожников серьезных заболеваний, несовместимых с профессиональной деятельностью.
О том, как проводилось обследование, вспоминает председатель цехового профсоюзного комитета, уполномоченный по технике безопасности Виктор Шумков:
— Накануне мы отработали ночную смену с 6 на 7 сентября, а в ночь с 7 на 8 сентября поехали в Екатеринбург, не спали практически две ночи. Сразу же с утра нас отправили на обследование, не дав отдохнуть и выспаться. Мы жили в неотапливаемых палатах, спать невозможно — холодища была такая. Как тут не заболеешь? ЭКГ у меня проводили при температуре 38 градусов и при очень сильном кашле. Давление просто зашкаливало, хотя обычно бывает 110 на 90.
По странному совпадению профнепригодными оказались активные участники «итальянской забастовки», проходившей на предприятии в декабре 2013 года. Обследование в других медицинских учреждениях диагнозов не подтвердило, но администрация отказалась учитывать это обстоятельство и сообщила работникам о том, что через два месяца они должны оставить свои рабочие места.
Вмешался профсоюз
В профкоме комбината действия работодателя расценили как месть за декабрьскую «итальянку».
«Так как основная нагрузка во время “итальянки” легла на плечи железнодорожников, то с них работодатель и начал процесс выдавливания неугодных работников с предприятия», — говорилось в обращении профкома к губернатору Свердловской области.
Свердловский обком Горно-металлургического профсоюза России обратился с письмом в Роспотребсоюз по поводу правомерности проведения подобных медосмотров. Как оказалось, данная организация оправдывает действия работодателя, ссылаясь на один документ, и одновременно поддерживает требования работников, ссылаясь на другой. Председатель обкома Валерий Кусков выступал с сообщениями о ситуации в Качканаре на заседании антикризисной комиссии областного Министерства промышленности и науки, а также на оперативном заседании правительства области, подчеркивая, что будет защищать интересы профактивистов до конца.
Первичная профорганизация комбината направила также письмо президенту РФ Владимиру Путину. В письме описаны основные проблемы предприятия: несоблюдение условий безопасности труда, устаревшее оборудование, увольнение ценных сотрудников и увеличение нагрузки на оставшихся.
«Качканарский ГОК является градообразующим предприятием, работа здесь дает источник средств к существованию значительной части населения города Качканар. Нам, нашим детям и внукам здесь жить и работать, и мы никуда не собираемся уезжать со своей “малой родины”, в отличие от управленцев “ЕВРАЗа”, которым Качканар никогда не станет родным... Профсоюзный комитет первичной организации вынужден обратиться к Вам за помощью, так как попытки решить проблемы на местном уровне не дают положительных результатов. Руководство ООО “ЕВРАЗ КГОК” нас не слышит», — сообщалось в письме.
Но самым эффективным средством воздействия на работодателя оказалась новая «итальянская забастовка» с требованием отменить приказ об увольнении 19 профактивистов. Акция началась 24 марта в 8 утра. Несмотря на то, что за шесть дней до ее начала управляющий директор комбината призвал рабочих не поддерживать акцию, намекая на возможные «последствия», коллектив дружно поддержал увольняемых. А уже к вечеру представители работодателя согласились выполнить требования бастующих.
Итог
Работодатель обязуется не увольнять работников, пока ведется проверка обоснованности решения об их профнепригодности, — таков общий смысл соглашения, подписанного управляющим директором комбината Владиславом Жуковым и председателем профкома Анатолием Пьянковым. В этот период за работниками сохраняется средняя зарплата. Кроме того, им предложено пройти переобучение или повышение квалификации за счет работодателя.
Предприятие
Только в 1995 году Волгоградский театр музыкальной комедии получил статус полноценного, работающего в разных жанрах музыкального театра. Новый статус был сразу же подкреплен масштабной постановкой оперы Джузеппе Верди «Травиата». Но богатая история данного коллектива позволяла принять это решение намного раньше. Первая опера здесь была поставлена еще в начале 30-х годов. Пережив войну и сложный период послевоенного восстановления, а потом и пятилетку работы без собственного здания, пришедшуюся как раз на первую половину 90-х, волгоградская музыкальная труппа не раз доказывала свою творческую состоятельность. В 60-е годы благодаря сотрудничеству с такими известными композиторами, как Константин Листов и Василий Соловьев-Седой, театр приобрел репутацию лаборатории советской оперетты.
Проблема
С января 2014 года в театре введена новая система оплаты труда, что привело к существенному снижению зарплат работников. Артисты лишились 100% надбавки к окладу, а постоянная часть их зарплат стала составлять всего 9000 рублей в месяц — это при средней зарплате в Волгограде 25 тысяч рублей. Стимулирующие выплаты директор театра Дмитрий Асеев распределял по своему усмотрению, что вызвало недовольство в коллективе.
Дополнительное напряжение создавалось и за счет слишком заметной разницы в оплате труда штатных и приглашенных артистов. Последние, по информации профкома, получали по 15–20 тысяч рублей за один выход на сцену — штатному сотруднику, чтобы получить столько же, приходилось трудиться целый месяц.
Вмешался профсоюз
4 марта около сотни сотрудников театра вышли на митинг с требованием сменить руководителя учреждения.
— Одним из наших лозунгов был «За равный труд — одинаковые зарплаты!» — комментирует председатель первичной профсоюзной организации театра Александр Кутявин. — Одни пашут, но директор их не любит и срезает им зарплату, а другие могут не работать, но они любимчики, и им, наоборот, баснословно поднимают выплаты.
На митинге говорили и о других проблемах. Так, артисты выказывали недовольство постоянным вмешательством директора в вопросы творческой жизни коллектива.
— Эти функции должны лежать либо на художественном руководителе, либо на главных специалистах — режиссере, дирижере, художнике, — считает председатель профкома. — А Асеев сам советовал и давал указания, кто должен играть какие роли, кто должен ставить спектакли. То есть занимался не поиском денег и спонсоров, а большей частью создавал конфликтную ситуацию между творческим и административным коллективом.
Итог
Уже на следующий день после митинга, 5 марта, решением городского департамента культуры Дмитрий Асеев был освобожден от занимаемой должности. На его место назначен Геннадий Дамаскин, возглавлявший театр в 2005–2008 годах. По словам Александра Кутявина, при Дамаскине подобных конфликтов в учреждении не возникало.
Сейчас в театре готовятся к очередной премьере. В канун Дня Победы артисты покажут юным волгоградцам антифашистскую оперу «Бруддибар» чешского композитора Ганса Краса.
Регион
Новый регион на карте России появился в 2008 году в результате слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Население одного из крупнейших по площади субъектов Федерации немногим превышает миллион человек. Свыше 15 тысяч специалистов трудятся в системе среднего образования края, примерно столько же там и медработников, а 5000 человек заняты в учреждениях культуры. При этом дефицит регионального бюджета составляет 5 млрд рублей.
Проблема
К середине марта задержка с выплатой зарплат работникам образования Забайкальского края продолжалась уже 15 дней. До этого местные власти пытались если не решить проблему, то хотя бы оттянуть ее обострение — например, перенося сроки выплаты авансов и зарплат на две недели позже, переводя работников на режим неполного рабочего времени, отправляя в неоплачиваемые отпуска и сокращая технический персонал.
— Представляете, человек работает февраль, а аванс получает в марте! — возмущается председатель Забайкальского краевого объединения организаций профсоюзов Дмитрий Титов. — Какой же это аванс? Есть постановление Совета министров 1957 года, где черным по белому написано, что аванс должен выплачиваться в первой половине месяца, а зарплата во второй.
Но деньги все равно кончились. В Министерстве финансов РФ причиной дефицита краевого бюджета считают неправильный расчет районного коэффициента. В регионе зарплаты бюджетникам установлены исходя из коэффициента 1,4, а федеральная субсидия выплачивается из расчета 1,2. У губернатора края Константина Ильковского — своя версия. Одну из главных проблем он видит в недополучении ожидаемых налогов от ОАО «РЖД». Вместо дохода региональный бюджет вынужден был выплатить компании 500 млн рублей в счет погашения долга за перевозку льготников в пригородных электричках.
Так или иначе, в результате накопившихся проблем без денег оказались учителя, врачи, работники культуры и получатели социальных выплат.
Вмешался профсоюз
В связи с переносом сроков выплат аванса и зарплат представители Забайкальского краевого объединения организаций профсоюзов вынуждены были обратиться в прокуратуру. И прокуратура признала данное распоряжение незаконным. Но чтобы в региональном бюджете появились хоть какие-то средства, потребовались усилия более серьезные.
16 марта персонал школ трех районов приостановил работу в связи с невыплатой зарплат. А 31 марта вопрос обсуждался уже в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в присутствии губернатора края. На прямой вопрос председателя Общероссийского профсоюза образования Галины Меркуловой, хватит ли у края средств на зарплаты и отпускные бюджетникам, губернатор Константин Ильковский признал, что с этим возможны проблемы, а для их решения региону требуется дотация из федерального бюджета в размере 6,3 млрд и кредит в размере 9,2 млрд рублей.
Итог
На заседании правительства Забайкальского края 3 апреля губернатор сообщил, что деньги на погашение долгов по зарплатам региональный бюджет получил. Общий размер помощи из федерального бюджета составил 5,9 млрд рублей, о дальнейших межбюджетных трансфертах краевое и федеральное правительства ведут переговоры.
Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 3, 2015