В сложной экономической ситуации в стране правительство изыскивает возможности для экономии бюджетных средств. С этой целью Минтруд и Минфин ратуют за вмешательство в пенсионную систему, но каждое ведомство делает это на свой манер. В Министерстве финансов предлагают поступить радикально: увеличить на 1% взносы в Пенсионный фонд и поднять до 63 лет возраст выхода на пенсию по старости для обоих полов. У министра труда РФ Максима Топилина наготове мера “помягче” - плановое, поэтапное повышение стажа, требуемого бюджетникам для выхода на пенсию по выслуге лет. Чиновники обещают все обсудить публично, а профсоюзы - вести против предлагаемых мер борьбу.
Глава Минтруда Максим Топилин, назвавший врачей и педагогов “достаточно чувствительной материей” - в связи с их численностью, высказал идею о том, что если плавно увеличивать им стаж, необходимый для выхода на пенсию по выслуге лет, то реформа будет проводиться “комфортно” и чуть ли не незаметно для людей... С 2016 по 2019 год требуемый стаж предлагается ежегодно увеличивать на три месяца, а с 2020 по 2022 год - сразу на шесть месяцев, и тоже ежегодно. В результате необходимый минимальный трудовой стаж вырастет на 2,5 года и, например для учителей, составит 27,5 года. В правительстве идея нашла отклик, и теперь она будет обсуждаться на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Заместитель председателя ФНПР Давид Кришталь высказался о предложениях чиновников резко отрицательно и сообщил, что по пенсионным вопросам, включая тему пенсионного возраста, подготовлено заявление ФНПР (см. здесь):
- Повышение пенсионного возраста и стажа - явление ненормальное, типичный волюнтаризм. Пенсионным реформам свойственна большая инерционность: результаты проявляются лишь через несколько лет. В нашем случае новая пенсионная реформа начала действовать с 1 января 2015 года. Только приступили к исполнению закона - и сразу начинаем его корректировать? То в возраст влезаем, то в накопительную систему - так не делается, это неправильно. Мы категорически против повышения пенсионного возраста вне зависимости от темпов, которыми его будут внедрять: плавно, не плавно - значения не имеет. Мы договорились: возраст не повышаем. Получается, что в 14 году мы поставили точку, а в 15-м опять возвращаемся к этой теме... В действительности мы готовы будем вернуться к ней, только когда существенно увеличим продолжительность жизни населения.
Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков поддержал министра Топилина - но исключительно в одном: идею о плановом повышении пенсионного стажа для бюджетников нужно обсуждать с общественностью. По его мнению, чиновники больше руководствуются экономическими соображениями, а не интересами трудящихся. Щербаков рассказал, что в случае с медицинскими работниками речь идет о так называемых “вредниках”, которые относительно рано выходят на пенсию, поэтому и предлагается их пенсионный стаж потихоньку увеличивать - начать с трех месяцев в год, а там дойти и до шести.
- Кроме экономической необходимости, я не вижу за этим какой-либо целесообразности. Ведь показатели “вредности” не просто так устанавливаются, но специальной работы по устранению вредных факторов не проводится. Имеются в виду и биологические факторы воздействия, и аппаратура, с которой работают медики... Очень хотелось бы выслушать аргументы в пользу повышения стажа. Я не то чтобы с пониманием к этому отнесся - просто понимаю, откуда дует ветер: это Минфин, Минэкономики и т.д. Но одно лишь слово “надо” никогда не берется за основу.
Геннадий Щербаков отметил, что Топилину, как министру защиты трудовых и профессиональных прав, раз он “подписался” под мыслью о плановом увеличении стажа для бюджетников, стоило бы вначале позаботиться о возвращении ранее отмененных льгот или установлении каких-либо компенсаций медработникам:
- А устранены ли будут вредные и опасные производственные факторы? Вряд ли. Намного более вероятно, что медики перестанут выбирать направления, связанные с “вредным” производством. Они, конечно, любят свою профессию, но и их нужно привлекать - давать льготы, платить за то, что они работают на определенной местности или с определенными производственными факторами.
Щербаков предложил задуматься даже не о том, как повышение пенсионного стажа скажется на медиках, а о сохранении здоровья российского населения в целом. Ведь для того, чтобы предоставлять гражданам своевременную и высококвалифицированную медицинскую помощь, необходимы кадры, а кадры должны быть заинтересованы в своей деятельности и уверены в завтрашнем дне.