Мировым соглашением закончилось судебное разбирательство по иску водителей, чей работодатель отказывался признать сам факт трудовых отношений с подчиненными. Индивидуальному предпринимателю “забывчивость” влетела в копеечку. Псковский облсовпроф помог напомнить работодателю, к чему приводит небрежение в оплате командировочных, невыплата зарплаты и несоблюдение требований по гигиене и безопасности. Даже если работодатель, стараясь обезопасить себя, “не оставил следов” в трудовых книжках.
9 сентября Псковским городским судом было рассмотрено и утверждено мировое соглашение по иску члена профсоюза работников государственных учреждений к индивидуальному предпринимателю.
Дело заключалось в следующем. Псковский индивидуальный предприниматель с 2012 года не оформлял должным образом трудовые отношения с тремя своими работниками, водителями пассажирских автобусов, в виду чего не был оформлен и окончательный расчет весной 2015 года. 5 мая один из водителей - член профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания - подал в Псковский городской суд исковое заявление через своего профсоюзного представителя, главного правового инспектора труда облсовпрофа Наталью Лепаловскую. Иск вскоре поддержали двое коллег истца. Все три дела были объединены в одно судебное производство.
В конце июня один из водителей подал заявление о дополнении исковых требований. В частности, действия ИП причинили истцу моральный вред в виде нравственных и физических страданий (переживания, вызванные невыплатой заработка за март 2015 года и увольнением, привели к обострению заболевания сердца).
Оказалось, моральный вред возник не на пустом месте. Так, не оплачивались командировочные и суточные, не соблюдались условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Места для отдыха, приема пищи и сна предприниматель не предоставлял, поэтому ел, спал и отдыхал истец прямо в автобусе. Кроме того, за весь период работы не предоставлялся ни ежегодный отпуск, ни оплата в повышенном размере за труд в праздничные дни. Истец потребовал компенсации вреда.
Индивидуальный предприниматель старался избежать ответственности, как мог. Например, он попросту отказался признавать, что люди работали у него. Наиболее весомый его аргумент заключался в том, что истцы осуществляли пассажирские перевозки... по собственной инициативе. Но судом аргумент не был принят. Не помогли ответчику и те доводы, что отношения между ИП и истцами возникли на основании гражданско-правового договора. Ведь каждый водитель выполнял конкретную функцию штатного работника по поручению работодателя. При этом трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если сотрудник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. “Считаем, что работники осуществляли свою трудовую деятельность у ИП”, - отметила Наталья Лепаловская в возражении.
В итоге исковые требования работников были удовлетворены в полном объеме. Согласно заключенному мировому соглашению, ответчик признал факт трудовых отношений с тремя истцами, которые работали у него с 1 января 2012 года по 31 марта 2015 года в качестве водителей автобусов и осуществляли рейсы в Санкт-Петербург и обратно. Ответчик внес в трудовые книжки истцов соответствующие записи - о приеме на работу и увольнении, а также расплатился. Водители получили остаток заработной платы за март 2015 года в размере 21 тыс., 18 тыс. и 25 тыс. рублей соответственно. Дополнительно одному из истцов ответчик выплатил 4 тыс. рублей компенсации за моральный вред.