Раскрытие агента КГБ и давление на свидетелей со стороны следствия - такие любопытные детали выяснились в первые дни судебного разбирательства над лидерами белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП). Задержанные около года назад профлидеры заявляют о своей невиновности в приписанных им финансовых преступлениях. В этом уверены и представители международных общественных организаций.
Неуплата налогов в особо крупных размерах и нарушение декрета о получении и использовании иностранной безвозмездной помощи - такие обвинения выдвинуты генпрокуратурой Белоруссии против лидеров белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности. Первые судебные разбирательства по делу председателя профсоюза РЭП Геннадия Федынича и руководителя Минской городской организации профсоюза Игоря Комлика состоялись 30 - 31 июля. Как предполагают в комитете госбезопасности (КГБ), по их вине профсоюз РЭП не уплатил в госбюджет налогов на сумму 22 867 белорусских рублей 10 копеек (около 720 тыс. руб).
По версии правоохранителей, в 2011 году профлидеры открыли счета профсоюза в одном из банков Литвы. “После чего в том же году обеспечили снятие наличных денежных средств, поступивших от нерезидентов Республики Беларусь, и их перемещение в страну. Для этого они прибегли к помощи лиц, не осведомленных о преступном характере таких действий”. По информации Генпрокуратуры, возглавляемое обвиняемыми общественное объединение с января 2011 года по март 2012 года получило доход в иностранной валюте в эквиваленте более 95 тыс. белорусских рублей, не уплатив налог на прибыль. За уклонение от уплаты налогов Федыничу и Комлику грозит ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от трех до семи лет с возможной конфискацией имущества.
Оба профлидера, задержанные в начале августа прошлого года, отказались признать вину, считая весь процесс попыткой давления на эффективные независимые профсоюзы. В этом же уверены и представители международных общественных организаций. В частности, лидеров РЭП поддержали глобальный союз IndustriALL и Международная конфедерация профсоюзов. При этом, по мнению задержанных, все доказательства стороны обвинения были попросту сфальсифицированы.
- Создать фейковый электронный ящик, нашпиговать его поддельными документами, а затем легализовать их через прокуратуру и суд - таких прецедентов в Беларуси еще не было. Но я уверен, что за ходом судебного процесса будут следить и зарубежные правозащитники, представители Глобального союза IndustriALL и других международных профсоюзов. Суд открытый, - поясняет Геннадий Федынич на официальном сайте профсоюза.
В ходе первых дней судебных разбирательств суд допросил нескольких свидетелей. Примечательно, что один из них - экс-секретарь профсоюза РЭП Юля Юхновец, свидетельствующая против профлидеров, призналась, что тесно сотрудничала с Комитетом государственной безопасности “в качестве агента”.
- Самый большой взрыв - заявление про агента КГБ в роли секретаря председателя РЭП. Я узнал об этом уже 3 - 4 августа 2017 года - сейчас это подтвердилось. Считаю, в КГБ никто не требовал от Юли признания, мне кажется, оно спровоцировано давлением общественности. На международном уровне, пусть и не для нашей власти, этот инцидент - большой взрыв, подтверждение того, что творится в отношении общественной организации. Отмыться от этого нет никаких шансов, - полагает Федынич.
Несколько других свидетелей, допрошенных в суде 30 - 31 июля, заявили о давлении, оказанном на них следствием. Так звучит часть выступления одной из сотрудниц профсоюза Снежаны Гринцевич:
“Дознаватель на повышенных тонах требовал рассказать, что я знаю о “проектах”. Мне его вопросы были непонятны, так как мне не разъяснили, по какому уголовному делу обвиняют Федынича и Комлика. От показаний я не отказывалась, потому что не понимала, что я должна говорить. При мне говорили вызывать конвой, потому что сын меня дома не дождется. Мне говорили, что если я не буду давать показания, то я буду отвечать за всех, и мне придется сесть в тюрьму. Я не понимала, за что конкретно сяду в тюрьму”.
О похожем способе допроса упомянул и экс-пресс-секретарь РЭП Николай Герасименко:
“Как свидетелю мне известно, что ко мне домой приехали неизвестные лица, отвезли в офис. Заставили показать, где кто работает. Заставили подписать акты. Допрашивали как подозреваемого, запугивали тюрьмой”, - рассказал он.
“Солидарность” продолжит следить за развитием судебного разбирательства над белорусскими профлидерами.