5 - 6 августа в Лондоне прошла суточная забастовка работников метрополитена. Они требуют повышения зарплат и выступают против увеличения нагрузок из-за перехода подземки на круглосуточный режим работы по выходным, который должен быть введен с середины сентября. Работодатели были вынуждены возобновить переговоры с протестующими, которые в случае невыполнениях своих требований грозят вновь начать бастовать в начале сентября.
Транспортное сообщение в Большом Лондоне было парализовано из-за стачки сотрудников подземки. Одновременно было прекращено движение поездов на всех ветках метро. Тысячи людей скопились на автобусных остановках в надежде протиснуться в переполненный наземный транспорт. Городской бюджет понес огромные убытки, а тысячи людей опоздали на работу.
Забастовку организовали четыре крупнейших транспортных профсоюза: Национальный союз железнодорожных, морских и транспортных рабочих (RMT), представляющий интересы большинства сотрудников метро, Unite (профсоюз служащих), Anslef (профсоюз машинистов) и TSSA (ассоциация персонала транспортных предприятий). Это уже третья суточная забастовка в метро в этом году, предыдущие прошли в апреле и начале июля.
У профсоюзов вполне традиционные требования: регулярное повышение зарплат, улучшение условий труда, облегчение рабочего графика, увеличение финансирования охраны труда. А также изменение контрактов с целью дополнительных гарантий занятости и борьба с сокращениями персонала, которые проводятся под флагом “автоматизации” и “интенсификации работы” метро.
Но положение работников грозит еще осложниться: в середине сентября метрополитен перейдет на круглосуточный режим работы по выходным дням. Профсоюзы уверены, что это приведет к неконтролируемым переработкам и увеличению числа ночных смен без положенной компенсации в виде отгулов и оплаты сверхурочных.
Дирекция уже выступила с инициативой повысить среднюю зарплату на 1,5 - 2% в ближайшие два года (плюс выдавать бонус в размере 500 фунтов в месяц). Но предложения профсоюзов о пересмотре системы выплат и соцпакета из-за нового режима работы отвергла. Точнее, предложила перенести переговоры на “колдоговорный период” в конце года, а пока, мол, на старых условиях поработают - заодно и с предельными нагрузками на людей определимся...
После акции мэр Борис Джонсон заявил, что конфликт может быть разрешен через небольшое повышение зарплат и отказ профсоюзов от части требований. При этом мэр не хочет встречаться с профактивистами напрямую, предлагая профсоюзам решать все вопросы непосредственно с работодателем.
10 августа руководство профсоюза RMT заявило, что слова мэра, мягко говоря, являются преувеличением. Программа-максимум у этого профсоюза - вообще отложить введение круглосуточного режима на неопределенный срок (до тех пор, пока все стороны не придут к согласию), но этот вопрос работодатель обсуждать отказывается. Генсек RMT Мик Кэш уже заявил, что мэру придется стать посредником и “лично участвовать в переговорах, а не игнорировать интересы профсоюзов и не разговаривать с нами через СМИ”. Он напомнил, что круглосуточное метро - это “разрекламированный персональный проект” Джонсона, с которым он баллотировался на пост мэра, так что уклониться от разговора не получится. Лидер профсоюза Anslef Майк Уилан поддержал коллегу; он заявил, что машинисты в принципе “не против ночной работы”, но требуют, чтобы “она была разумно спланирована”, а работодатель компенсировал работникам повышенные нагрузки. А если договориться не получится, то в начале сентября состоится новая стачка.
Конфликты дирекции лондонского метрополитена с работниками обострились за последние 10 - 12 лет после частичной приватизации метро. В 2005 - 2007 годах профсоюз RMT организовывал массовые забастовки, требуя деприватизации метро и возвращения его в госсектор. (Сейчас метрополитеном управляет созданная мэрией управляющая компания с участием частного капитала.) В дальнейшем стачки устраивались из-за банкротств подрядчиков и массовых увольнений. В 2007 - 2009 годах работники, при поддержке профсоюзов, устраивали забастовки, отказываясь работать по соображениям безопасности: требовали модернизации поездов с устаревшей тормозной системой, усиления охраны в условиях угрозы терактов.
Чаще всего в лондонском метро стачки проводят работники отдельных специальностей - машинисты, стюарды, охранники. Так, во время Олимпиады в Великобритании в 2012 году несколько дней бастовали уборщики, требовавшие выплатить им сверхурочные за переработку в олимпийские дни. Регулярно бастуют охранники и работники сферы обслуживания, требуя снизить им нагрузки. Но чаще всего бастуют машинисты на отдельных ветках, причем попеременно, чтобы не встало сразу все метро, а стачку не объявили незаконной. Кроме того, профсоюзы за последнее время, после введения автоматизированной системы оплаты проезда с помощью пластиковых карт, неоднократно бастовали против тотального закрытия билетных касс.
Сейчас в лондонском метро работают более 18 тысяч человек. Ежедневно метрополитен Лондона, насчитывающий 270 станций, перевозит почти 3,5 млн пассажиров.