Крупным штрафом для Всероссийской политической партии “Союз Труда” (“СТ”) грозит неверное понимание Центризбиркомом самой сути финансовых профсоюзных взаимоотношений. Представители ЦИК, а вслед за ними и суд отнесли профвзносы к бюджетным деньгам и на этом основании потребовали вернуть от “СТ” часть средств, потраченных на избирательную кампанию еще в 2016 году. “Солидарность” разобралась в претензиях ЦИК к финансированию партии, а также в позиции “СТ”.
Профсоюзные взносы, перечисленные сотрудниками предприятия, которое принадлежит любой госструктуре, являются деньгами бюджетными и ни работнику, ни профсоюзу не принадлежат. Звучит абсурдно. Но именно такой вывод можно сделать из заключения мирового судьи Гагаринского района Москвы. Оно выдано на претензию Центризбиркома к финансированию Всероссийской политической партии “Союз Труда” в 2016 году, непосредственно перед началом избирательной кампании в Госдуму.
Суть претензии основана на требованиях федерального законодательства к финансированию политических партий в целом. Законом утверждено, что пожертвования в пользу политической партии и ее региональных отделений не допускаются от некоммерческих организаций, если эти НКО в течение года получали деньги от организаций, учрежденных госорганами. Пункт вполне логичный, однако таковыми средствами специалисты ЦИКа, а за ними и мировой суд признали профвзносы работников нескольких предприятий. А именно предприятий с полным или частичным участием государства либо находящихся в собственности иностранного капитала, к которым применяется та же норма закона.
Для примера. В апреле 2016 года “СТ” получил 50 тыс. руб. от профсоюза работников связи, в бюджете которого, в свою очередь, есть средства, перечисленные со стороны ПАО “Ростелеком”, которое на 45% принадлежит государству. Речь идет о профсоюзных взносах, вполне оправданно полученных отраслевым профсоюзом от своей членской организации, которая создана и действует в структуре “Ростелекома”. Но суд почему-то счел, что средства эти были аккумулированы не из зарплаты работников, а из денег организации, потенциально полученных из бюджета.
То же самое касается АО “Орион”, принадлежащего Росимуществу, КБ “Прожектор”, Россельхозбанка и еще примерно десятка организаций и предприятий. Меняются названия и форма, меняются госучреждения-собственники, профсоюзы, сумма пожертвований, но претензия остается, по сути, одна. Финансирование от НКО, получившей какие-то средства от госорганизации либо от предприятия, находящегося в иностранной собственности. Общая сумма партийных средств, к которым ЦИК предъявляет претензии и предписывает вернуть, составляет 356 тыс. руб.
Стоит отметить, что мировой суд полностью проигнорировал доводы юриста “СТ” относительно того, что профсоюзы являются отдельными юридическими лицами, к самим предприятиям непосредственно не относящимися. И профсоюзные взносы - не часть средств компании или, тем более, госбюджета, а заработок работника, направленный по его желанию в организацию, которая представляет его интересы и защищает его трудовые права.
- В сентябре прошлого года Челябинский областной суд снял претензии местного избиркома к региональному отделению “СТ”, выдвинутые примерно по тем же основаниям. Тогда суд первой инстанции руководствовался той логикой, что если члены профсоюза работают в любом учреждении, связанном с бюджетом, то профсоюз не имеет права жертвовать деньги “Союзу Труда”, так как это якобы бюджетные средства. Областной суд это решение отменил, согласившись с нашими доводами: профсоюзные взносы не являются частью бюджета. Ведь зарплата, из которой они перечисляются, - деньги самого работника. Так что и в данном случае мы планируем подавать апелляцию и добиваться признания судом нашей позиции, - пояснил юрист “СТ” Алексей Орлов.