Комитет Госдумы по труду 6 февраля рассмотрел законопроект о кардинальной ломке пенсионной системы. Предлагается не только вернуть прежний пенсионный возраст, но и отказаться от балльной системы, а также дать ряд преференций различным категориям населения. Документ было решено рекомендовать к отклонению в первом чтении, однако при его рассмотрении на пленарном заседании ГД ожидается нешуточная дискуссия.
Заседание комитета Госдумы по труду обещало быть рекордно коротким. Собственно, таким и стало, но одним из вопросов значился законопроект группы справедливоросов о пересмотре действующей пенсионной системы. Что обещало жаркую дискуссию: инициативу партия “Справедливая Россия” объявила для себя приоритетной. Это означает, что “скинуть” документ в архив по сокращенной процедуре не удастся.
Но началось заседание с обсуждения другого документа - оно доставило удовольствие всем присутствующим. Хотя, казалось бы, член фракции ЛДПР Александр Шерин выступил с вполне вменяемой инициативой: дать детям ветеранов боевых действий право на первоочередное поступление в детские сады.
Впрочем, вменяемость не всегда означает бесспорность. Отметим, что разными депутатами одновременно уже предлагается закрепить то же право за детьми врачей, учителей, сельчан и чуть ли не всех остальных категорий россиян. И что, отклоняя подобные инициативы, депутаты, возможно, предотвращают гражданскую войну всех против всех: какой русский, перефразируя классика, не любит быстрых очередей…
Так вот, восторг аудитории вызвал следующий пассаж из пояснительной записки: “Данная категория граждан [ветераны] отдала интернациональный долг в Афганистане, Вьетнаме, Корее, Египте и Анголе... Дагестане и Чечне...”
- Я не понимаю: разве у этих категорий дети уже не взрослые все? - справедливо недоумевал содокладчик от комитета Владимир Мельник (автор законопроекта Шерин запаздывал).
Зампред комитета Валентина Кабанова (вероятно, из вежливости к отсутствующему автору) пыталась выяснить, когда именно был написан законопроект. Читалось это следующим образом: может, еще во времена вывода войск из Афганистана? Или хотя бы сразу после окончания чеченской трагедии? Но выяснилось, что инициатива поступила на рассмотрение в текущем созыве Госдумы, то есть не раньше 2016 года. (Хотя кто рискнет сказать даже сейчас, например, ветерану Афгана, что у него не может быть ребенка детсадовского возраста? А тем более - ветерану более поздней чеченской кампании? И тем не менее - Корея, Ангола…)
Ясность внес вступившийся за коллегу по фракции глава комитета по труду Ярослав Нилов:
- В тексте законопроекта не указано, ветераны каких конкретно конфликтов [могут претендовать на льготы для своих детей]. В пояснительной записке - сказано… Но, может быть, в качестве усиления своей позиции. Но дети тех, кто воевал в Афганистане, скорее всего, уже подросли… Но при этом мы исходим все-таки из текста самого законопроекта, а не пояснительной записки, - сказал он. И продолжил: - Комитетом предлагается законопроект отклонить. Кто за, кто против, воздержался? Олег Васильевич, вы против? - “разбудил” вчитывавшегося в другие документы коллегу Олега Шеина председатель.
Шеин несколько рассеянно ответил, что воздерживается от голосования. Рассеянность Олега Васильевича была, если вообще имела место, легко объяснима - ведь он как раз был, наоборот, весьма сосредоточен. Потому что по следующему вопросу повестки предстояло выступать именно ему. И речь в вопросе шла об отмене повышения пенсионного возраста, которое Госдума силами фракции “Единой России” оформила 27 сентября прошлого года. И в принципе - о коренной ломке действующей пенсионной системы.
- В частности, предлагается вернуться к порогу начисления пенсии по возрасту на отметке 55 - 60 лет, которая у нас была совсем недавно. И вернуться к тем параметрам минимального трудового стажа, который был до 2014 года (5 лет. - П.О.), - пояснил Шеин.
Кроме того, речь идет об отказе от балльной системы начисления пенсий и переводе накопительной ее части на сугубо добровольную основу. Документ содержит еще ряд инициатив по части льгот для пенсионеров.
“Прозрачность расчета размера пенсий ввиду внедрения “балльной” пенсионной системы значительно снизилась, а доступность возможности получения пенсий в соответствии с действующим законодательством год от года снижается, становясь все более затруднительной. Кроме того, свою несостоятельность показала и введенная накопительная часть пенсионной системы, результатом внедрения которой стало ежегодное замораживание средств накопительных пенсий и предельно непрозрачная система расчетов пенсионных выплат”, - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Там же расшифровываются положения законопроекта о разморозке индексации пенсий работающим пенсионерам. И о выходе отдельных категорий мужчин на пенсию в 55 лет и женщин - в 50; здесь речь о представителях многих профессий: угольщиках, железнодорожниках, трактористах, водителях погрузочных машин, текстильщиках (вернее, текстильщицах), геологах (привет лидеру партии “СР” Сергею Миронову), докерах-механизаторах и просто механизаторах… Много кто упомянут, в общем. Еще в списке были диспетчеры, спасатели, работники системы исполнения наказаний (ФСИН), медики, педагоги и, конечно, клоуны. Для десятков категорий работников требуется право льготного выхода на пенсию. Причем, повторим, льготного не по отношению к вступившему в силу пенсионному возрасту 65 лет для мужчин и 60 для женщин, а к старому - 60 и 55.
Надо полагать, что любой искушенный россиянин должен был давно устать и перейти сразу к этому абзацу. Потому что невооруженным глазом видно (очевидно), что законопроект представляет собой чистой воды популизм. Вовсе не в плохом смысле: столь же очевидно, что большинство работающего и “пенсионного” населения страны поддержали бы инициативы справедливоросов.
Однако фокус (возможно) в том, что “эсеры” вполне сознательно, не скрываясь, ищут популистские темы - открыто говоря, что в популизме как таковом нет ничего плохого. (Так оно и есть - дело в нюансах.) Это вполне нормальная переговорная позиция: заявлять завышенные требования, чтобы было о чем торговаться себе не в убыток.
О нормальности популизма говорилось, в частности, на организованных фракцией в стенах Госдумы 7 февраля слушаниях на тему “Трансформация партийно-политической системы России: ответ на современные вызовы”. Вопрос только в предмете торга. А он, торг, судя по заявлению лидера партии Сергея Миронова о назревшей необходимости “принятия закона о гарантиях оппозиционной деятельности”, ведется с абсолютным на данный момент монополистом в Госдуме, фракцией “Единой России”. И здесь, равно как и в случае с предстоящим обсуждением пенсионной инициативы “эсеров”, говоря словами классиков, торг неуместен. Зато даже сами единоросы в лице своего представителя, члена комитета по труду Ольги Баталиной, почти обещали не лишить нас интересного зрелища:
- Много чего можно сказать по данному законопроекту, учитывая, что, по сути, он предлагает перезапустить пенсионную систему, - прокомментировала Баталина. - Действующая пенсионная система тоже, мягко говоря, несовершенна. Другой вопрос - как найти оптимальное решение.
А ответ, с учетом только что вступившего в силу повышения пенсионного возраста и расстановки сил в парламенте, может быть довольно прост: точно так же, как найти детей корейской войны детсадовского возраста - притом что мы к этой войне официально отношения не имеем.
Из рубрики "Парламентская хроника"