26 августа водители-курьеры сервиса доставки еды, который недавно запустила известная международная компания-посредник, вышли на улицы Лондона. Они скандировали: “Стыдись, Uber!” - и перед популярными ресторанами держали плакаты с надписью “Uber обманывает”. На протест водителей вынудила полученная накануне зарплата, которую они назвали нищенской.
С каждым днем положение лондонских курьеров, доставляющих еду из ресторана на дом в фирменных пакетах Uber, становится хуже. Зарплата сокращается, а сотрудникам при малейшем неудовольствии с их стороны указывают на дверь. В виртуальном смысле, конечно, потому что занятость этих людей, работающих в системе интернет-приложения Uber, тоже как бы виртуальная. Хотя труд самый настоящий.
Британский профсоюз United Voices of the World, встревоженный ситуацией в компании, организовал акцию протеста против ущемления прав работников.
“Происходят большие события! - заявляется на странице профсоюза в социальной сети Facebook. - Времена меняются. Водители UberEast против нищенской зарплаты! Нет статуса работника - нет обязательств работника, есть стихийные забастовки. Проснитесь, не отставайте и участвуйте!”
Если в июне, когда служба UberEats появилась в Лондоне, водители получали до 20 фунтов в обеденные часы, то сейчас их заработок сократился в разы, сообщает британское издание The Gardian. На сегодня зарплата курьеров включает примерно 3,3 фунта за доставку плюс оплату маршрута от ресторана до места доставки и минус 25% от всей суммы в кассу UberEats. При этом оплата организована по обычному принципу компании-посредника, то есть сдельная.
Алексей Гладких. “Спрут uber-экономики”. “Солидарность” № 22, 2016
Протестующие настаивают на совершенно другой схеме расчета, предполагающей базовую почасовую ставку, независимую от количества поездок и равную лондонскому прожиточному минимуму (9,4 фунта в час).
“Они говорят, что работа сделана только тогда, когда произведена доставка, - рассказывают водители британской газете The Guardian. - Но люди предоставляют услугу компании, когда просто стоят и ждут в ожидании заказов! Без этого UberEats не сможет функционировать”.
Второе принципиальное требование - официальное оформление трудовых отношений. В настоящее время водители, сотрудничающие с Uber, считаются самозанятыми. Компанию это освобождает от какой бы то ни было ответственности, а работников лишает медстраховки, оплаты больничных и других социальных гарантий.
Работодатель, напротив, полагает, что обеспечивает оптимальные условия своим сотрудникам. “Мы стремимся быть лучшим вариантом для лондонских курьеров. В отличие от других компаний мы не устанавливаем рабочие смены и минимальное количество часов, не ограничиваем зоны доставки: курьеры могут войти в систему или выйти, когда и где они пожелают”, - цитирует генерального менеджера UberEats в Лондоне Алекса Чарнецки сайт bloomberg.com.
Компания утверждает, что всегда готова общаться с курьерами и решать спорные вопросы. Правда, при одном существенном условии: беседа должна вестись с работниками поодиночке, один на один. “Мы не желаем говорить с группой водителей, потому что все они хотят разных вещей”, - приводят слова представителя компании британские СМИ.
Руководство UberEats, демонстрируя свою лояльность, организовало завтрак для водителей - как раз в день забастовки, - чтобы, так сказать, в непринужденной обстановке за столом можно было обсудить проблемы. Однако генеральный секретарь профсоюза United Voices of the World Петрос Элиа посчитал этот завтрак не чем иным, как уловкой и подкупом, чтобы удержать рабочих от забастовки.
Еще одно средство деморализации работников, по мнению профсоюза, - деактивация аккаунтов водителей. Об этом говорит факт “увольнения” курьера Имрана Сиддики - и тоже в день забастовки. Компания заблокировала водителю доступ к мобильному приложению Uber, лишив возможности работать и зарабатывать. Хотя в UberEats уверяют, что блокировка Имрана Сиддики не связана с акцией протеста, профсоюз убежден в обратном. “Он был весьма шумным в требованиях, и теперь заблокирован от входа в систему и таким образом не может работать. А это его единственная работа в данный момент”, - прокомментировал ситуацию Петрос Элиа изданию Evening Standard.
Ранее в августе при поддержке Независимого профсоюза рабочих Великобритании (IWGB) бастовали около 100 водителей другой популярной в Лондоне службы доставки еды - Deliveroo, возражая против перехода от почасовой оплаты труда к сдельной. Забастовка увенчалась успехом: компания выполнила требования работников.
Английские СМИ подчеркивают, что отношения “посредник - подрядчик” все более чреваты проблемами. Забастовка - не единственная неприятность, грозящая системе Uber в Великобритании. Так, лондонский департамент транспорта ввел правила, которые требуют от водителей из неанглоязычных стран сдавать языковой экзамен. Uber, рассчитывающий прежде всего на дешевую рабочую силу мигрантов, даже подал в суд, чтобы оспорить эти правила.
Все больше негативных отзывов получает Uber и от пользователей своих услуг. “Если вы решили работать на эту безнравственную компанию, то вы балбес, и я не имею ни йоты сочувствия к вам, - пишут лондонцы в комментариях к происходящим событиям. - Незастрахованные мини-кэбы представляют опасность для других участников дорожного движения и пешеходов, а водители мопедов и велосипедисты (курьеры UberEast часто используют именно этот вид транспорта. - И.С.) представляют опасность для самих себя. Закройте эту американскую компанию, не платящую налоги и нарушающую законы!”
United Voices of the World (“Объединенные голоса мира”) - британский профсоюз, объединяющий в основном рабочих-мигрантов. Большинство членов профсоюза - выходцы из бывших британских колоний и Латинской Америки, занятые в аутсорсинговом сегменте экономики и работающие в Лондоне, как правило, за низкую плату. Это уборщики, сиделки, няни, охранники, строители и др. Своей миссией профсоюз считает борьбу против аутсорсинга и за предоставление нормальных условий труда и жизни для этих людей: выплаты прожиточного минимума, оплаты больничных, а также уважения к трудящимся.