Об устойчивом росте реальной заработной платы, который, дескать, продолжается третий месяц подряд, в частности в сельском хозяйстве и промышленности, сообщило Минэкономразвития. “Солидарность” решила выяснить, заметили ли увеличение доходов работников профсоюзы сельскохозяйственной сферы и некоторых отраслей промышленности.
25 ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов на бизнес-форуме в Сингапуре заявил, что падение уровня доходов россиян закончилось. “По некоторым группам населения реальные доходы населения все-таки хоть немного, но растут”, - процитировало чиновника РИА “Новости”. А замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев на странице ведомства в Facebook даже уточнил, о каких группах идет речь: “Наибольший рост демонстрируют финансовая деятельность и операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство, промышленные отрасли”.
Ну, если говорить о финансах и недвижимости - сомнения, возможно, неуместны. А вот насчет доходов других упомянутых категорий мы решили поинтересоваться в отраслевых профсоюзах.
Для всех опрошенных сообщение Минэкономики стало новостью. То есть сами они не фиксировали какого-либо заметного устойчивого роста в реальных доходах работников, так что и поводов для особенного оптимизма пока не имеют.
- По нашей отрасли это не соответствует действительности, - сказал председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов. - Большинство предприятий - на сокращенной рабочей неделе, и там ни о каком росте говорить не приходится. И только в некоторых организациях, где сегодня есть заказы, зарплата действительно повышается - и то за счет переработки. В целом реальные доходы не растут, а съедаются инфляцией.
О росте в отрасли номинальной заработной платы - но не реальных доходов! - говорят в профсоюзе работников агропромышленного комплекса. Номинальная зарплата выросла примерно на 10% по итогам прошлого года - казалось бы, существенный показатель, однако, в том числе из-за очень низкого изначального уровня заработка, каких-либо заметных перемен люди не ощутили.
В отрасли зарплата по итогам девяти месяцев этого года составляет примерно 56% от средней по экономике страны. В Чечне, например, это соотношение - 20%. И только Белгородская и Тамбовская области - чисто сельскохозяйственные регионы - могут похвастаться зарплатой, превышающей среднюю по экономике на этих территориях. Кроме того, наблюдается большой разрыв между зарплатами в сельском хозяйстве по субъектам Федерации - в 4,5 раза.
- Что касается реальной заработной платы… то кто ее считал? - комментирует заместитель председателя профсоюза работников АПК Галина Юрова. - Если исходить из того, что у крестьянина всегда картошка в подвале лежит, то, может быть, ему этого и хватает. Но, как и у всех, у сельских жителей возросли налоги на земельные участки, потому что эти налоги сейчас меряют по кадастровой стоимости. Я с удивлением узнала, что в Рязанской области в три раза налог повысился, а где-нибудь в Челябинской, не сельскохозяйственной - в восемь раз! Не знаю, какие подсчеты были у Минэкономразвития, но я бы не стала заявлять, что реальные доходы выросли. Наверное, они желаемое выдают за действительное.
Не почувствовали роста зарплаты за последние месяцы и во Всероссийском профсоюзе работников оборонной промышленности.
- Может быть, наша отрасль не показательна - мы, как вся “оборонка”, обеспечены госзаказами… Но есть отдельные предприятия, которые испытывают проблемы: и по размеру заработной платы, и по срокам ее выплаты - их мы держим на контроле. Но вот просто так сейчас подтвердить или опровергнуть утверждение Минэкономразвития я не берусь, - сказал председатель Оборонпрофа Андрей Чекменев.
Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности также не готов присоединиться к заявлению министерства.
Опираясь на статистику по сентябрь, в Росхимпрофсоюзе увеличения заработной платы не наблюдают. Впрочем, не видят предпосылок и к сегодняшнему ее росту, поскольку индексации и бонусы приходятся обычно на весну, когда подводятся итоги предыдущего года.
- Сейчас мы работаем в тех финансовых условиях, которые были запланированы по итогам 2015 года. А что касается каких-то дополнительных приростов, то они могут разве что родиться в начале следующего года, - рассуждает заместитель председателя Росхимпрофсоюза Андрей Коваленко. - По ряду химических веществ цена на рынке немножко снизилась… Сейчас идет финансовое планирование, защищаются бюджеты всех наших организаций на следующий год, и там уже предусматриваются цены из того, как складывается сегодняшняя конъюнктура рынка… Поскольку есть проседание по ряду позиций, говорить о том, что в химии последние два-три месяца наблюдается существенный рост зарплаты, не приходится. Сложно говорить о том, насколько достоверны сведения Минэкономразвития. У него другие механизмы, и нужно смотреть, какими понятиями оно оперирует. Реальную зарплату, наверное, сравнивают с потребительской корзиной, а она, как правило, по осени несколько ужимается, и зарплата, оставаясь по существу такой же, выглядит немножко по-другому.
Из опрошенных представителей отраслевых профсоюзов об определенном росте говорят только в ЦК Горно-металлургического профсоюза России, и то - о небольшом. По словам заместителя председателя ГМПР Светланы Боевой, по итогам года зарплата металлургов в среднем выше инфляции на 3 - 4%.
Правительство ожидает “дальнейшего улучшения ситуации” уже в начале следующего года, причем для всех групп населения. Между тем буквально в октябре Росстат опубликовал данные, по которым получается, что реальные доходы россиян продолжают падать уже 24 месяца подряд, и эту тенденцию можно переломить только с помощью экономического роста. Неужели началось, а никто и не заметил?..