На первом совместном заседании общественных советов при Министерстве труда и Министерстве экономического развития была рассмотрена пока лишь проблема “отпускных” компенсаций расходов на проезд работникам-северянам. Также речь зашла о возможной отмене большинства северных льгот...
В апреле прошлого года по требованию Конституционного суда был введен единый принцип выплаты “компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно” всем работникам-северянам (ФЗ-50 от 2.04.2014). Всем - независимо от форм собственности организации и источников финансирования работодателя. Но проблема в том, что в зависимости от региона размеры компенсаций сильно разнятся, что ставит работодателей в неравные условия и вызывает нарекания. При этом индивидуальные предприниматели ссылаются на то, что не являются “организацией” в правовом смысле и не должны подпадать под действие этого закона. А местные власти, финансирующие оплату отпусков бюджетникам, жалуются на непомерные расходы и просят налоговой льготы и дополнительных трансфертов из бюджета.
Вопрос обсуждался в апреле этого года на заседании Госсовета при президенте РФ. Глава государства и премьер-министр поручили правительству учесть жалобы бизнеса. И разработать поправки к законодательству, направленные “на уменьшение сумм компенсаций за счет средств работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства”. Вице-премьер по “социалке” Ольга Голодец разослала соответствующее директивное письмо в Минфин, Минтруд и Минэкономразвития. Министерства же погрязли в разногласиях и делегировали решение вопроса своим “советам мудрецов”...
Совместное заседание общественных советов при Минтруде и Минэкономразвития началось с почти получасовым опозданием. Чиновники, редко встречающиеся с “чужими” общественниками, долго знакомились, а уже знакомые - вспоминали былое. Помимо членов обоих советов, присутствовало немало гостей, среди них - руководители Нефтегазстройпрофсоюза и секретарь ФНПР Олег Соколов.
От Минтруда выступил директор департамента комплексного анализа и прогнозирования Виталий Колбанов. Он сообщил, что Минтруд не поддерживает позиции Минэкономразвития и Минфина. Например, финансовое ведомство призвало ограничить размер компенсаций, “установив в качестве эквивалента некий процент от средней зарплаты или оклада работника”, и распространить этот принцип на всех работодателей, а не только на некрупный бизнес. Минтруд выступил против, так как это ставит работников-северян в неравные условия, зависящие от места проживания.
Минтруд считает, что необходимость “скидки” некрупному бизнесу при выплате “отпускных” компенсаций работникам-северянам не предполагает корректировки трудового законодательства. И предлагает экономическому блоку правительства выработать механизм компенсации с применением “налоговых инструментов” (льгот), не портя Трудовой кодекс. Или оказать дополнительную помощь некрупному бизнесу за счет увеличения господдержки и покрытия выпадающих доходов в рамках официальной подпрограммы “Развитие малого и среднего предпринимательства”. Тем более что об этом - хотя бы о частичной компенсации из бюджета затрат работодателей - просят почти все “северные” регионы.
Позицию Минэкономразвития огласил замминистра Олег Фомичев. Он кратко обрисовал картину предпринимательских стонов с мест и выступил резко против новых предложений о поддержке бизнеса за счет госпрограмм.
- Это тогда все расходы по госпрограмме в разряд социальных пособий, что ли, надо переводить, а потом и саму программу можно закрывать, - сказал Фомичев. И добавил: - Сейчас мы фактически наказываем бизнес за ведение дел на Севере, и он уходит оттуда, уходит в тень. Мы с бизнеса не только налоги берем, но еще вот и компенсации разные...
Минэкономразвития предложило установить для некрупного бизнеса не минимальный, а фиксированный предельный размер “отпускной” компенсации, выше которого никто ничего стребовать с хозяина не сможет. Либо, как компромисс, некий “единый коэффициент” для расчета размера компенсаций - впрочем, его еще предстоит разработать. В любом случае, МЭР предлагает избавить от этого обязательства индивидуальных предпринимателей - и отдать им на выбор: если считает, что способен платить компенсацию, то заплатит, нет - значит нет...
Выступление чиновника возмутило председателя Росуглепрофа Ивана Мохначука.
- Вообще-то для ИП не надо делать исключений, - заявил профлидер. - Если он нанимает работников, то должен платить им все положенные компенсации, а государство пусть помогает работодателю, попавшему в трудное положение. Вот и госпрограмма есть.
Мохначуку решил дать отпор член ОС при Минэкономразвития Павел Кадочников, проректор Всероссийской академии внешней торговли. Выступление получилось в духе незабвенных 90-х и доставило немало “радости” представителям профсоюзов. Вузовский менеджер заявил, что “вся система таких льгот и компенсаций устарела, ее надо кардинально менять, она блокирует трудовую мобильность, и мы уже делаем первый шаг к открытию большого ящика Пандоры”.
Здесь от “локальной” проблемы чуть не перешли к глобальным: Мохначук сразу же вспомнил о чиновничьих планах по отмене большинства северных гарантий и компенсаций, что приведет к уменьшению зарплат и ликвидации гарантированной части заработка. (Напомним, что чиновники Минфина с конца прошлого года выступают с инициативой “постепенно” прекратить начислять районный коэффициент и процентную надбавку на зарплату и не предоставлять дополнительный трудовой отпуск за работу на “северах”.) Мохначук потребовал объяснить, почему “социальное государство” отказывается от своих функций и не желает помогать работнику: “Вы фактически хотите лишить работников-северян части положенных им выплат, а на каком основании?!” По словам Мохначука, если государство настолько плохо исполняет свое предназначение, что не в состоянии платить северянам, то это проблема не работника: “Тогда государству надо помогать людям напрямую - деньгами, возить туда хлеб, воду, как было раньше. Или государство должно людей “с северов” переселить за счет бюджета, а не оставлять их там без нормальной работы!”
За чиновников и работодателей вступились представители некрупного бизнеса (ОПОРА и “Деловая Россия”), а также другие чиновники Минэкономразвития. Они призвали профактивиста “говорить по теме” и принялись доказывать, что “малого бизнеса на Севере просто не будет”, а “в госбюджете не хватает средств”. Так у вас денег в бюджете никогда нет, парировал Мохначук: “Просто надо не перекладывать все на тех, кто вам налоги платит, а чиновникам министерств сесть и детально посчитать, как изыскать средства и определить механизмы!”
- Считали уже, - флегматично обронил Фомичев.
- Значит, плохо считали! - оборвал Мохначук. И пригрозил: - Я когда к вам приду (на следующий совет) - я там посчитаю, как надо!.. Если у нас правительство бросает работников на произвол судьбы, оно уже совсем не в те ворота пошло!..
Спор затянулся, и завершать заседание пришлось волевым порядком. Председатель ОС при Минтруде Елена Тополева-Солдунова и зампред ОС при Минэкономразвития Петр Фрадков призвали спорящих остановиться. И подумать о том, какие рекомендации властям выработать. Может, даже совместные, ибо формат мероприятия к тому побуждает...
Однако выяснилось, что ничего объединяющего советам выработать не удастся, Тополева-Солдунова предложила “суммировать все предложения членов обоих советов и дать их перечень в итоговом документе”. Это ж лучше, чем ничего.
На том и порешили: все предложения членов обоих ОС сдадут в специальную комиссию, которая подготовит совместный протокол. В нем перечислят конкретные предложения и отразят позиции всех заинтересованных сторон, в том числе Минтруда и МЭР.
В апреле прошлого года в Трудовой кодекс вернули упраздненную 122-м законом (о “монетизации льгот”) норму, по которой компенсации за проезд к месту отдыха и обратно работодатели обязаны выплачивать всем работающим жителям Крайнего Севера, а не только бюджетникам. До января 2005 года, когда вступил в силу 122-й закон, трудовое законодательство обязывало все действующие на “северах” организации компенсировать работнику стоимость проезда его и членов его семьи один раз в два года к месту использования отпуска и обратно. И такая компенсация много лет предоставлялась всеми организациями независимо от их размеров, организационно-правовой формы и источников финансирования.
С “монетизацией льгот” все изменилось. Часть 8 ст. 325 ТК РФ предписывала работодателям, не относящимся к бюджетной сфере и работающим на Севере, в колдоговорах (локальных нормативных актах, трудовых договорах) устанавливать “отпускные” компенсации работникам. Работодатели-частники на “северах” трактовали эту норму как “рекомендательную” и никаких пунктов об обязательности компенсаций в свои внутренние документы не вносили.