Центральная профсоюзная газета16+

Спасибо, Греция

На досрочных парламентских выборах в Греции, состоявшихся в конце января, победу одержала леворадикальная партия «Сириза». А значит, страну ожидают большие перемены, и главная из них — завершение политики «затягивания поясов», навязанной так называемой «Тройкой» — Еврокомиссией, МВФ и Европейским Центробанком. Свое мнение о том, какое значение имеет выбор Греции для самих греков и для Европы в целом, высказала директор Бюро по деятельности трудящихся Международной организации труда (МОТ), бывший министр труда Португалии Мария Элена душ Сантуш Андре.

В то время, когда в Париже «у ворот» стоит Марин Ле Пен, когда по улицам Дрездена маршируют ксенофобы-популисты, когда в Лондоне партия независимости UKIP задает тон антиевропейской истерии, когда финское правительство выступает ярым сторонником ужесточения мер строгой экономии для Греции, причем только из-за страха перед успехом «настоящих финнов» на следующих выборах, греческий народ дал четкий сигнал: проголосовал против «затягивания поясов», за европейские демократические ценности, за социально ориентированное государство, терпимость и общество равных возможностей.

Греки отвергли правление европейских и международных технократов. Они сказали «нет» и своему олигархическому истеблишменту, который привел страну к нынешней ситуации. При этом греки не поддались сладкоголосым призывам сирен «Золотой зари» (греческая ультраправая, националистическая партия. — Прим. пер.). Они выразили доверие партии СИРИЗА, которая не имеет опыта работы в правительстве, но в предвыборной программе предложила лучшие методы управления, больше демократии и социальной справедливости. СИРИЗА призвала покончить с политикой жесткой экономии, разрушившей национальную экономику и создавшей беспрецедентные трудности на фоне роста государственных, да и частных, долгов. Греческие избиратели дали ясно понять всей Европе: они хотят быть ее частью, но не могут больше терпеть ограничения; они должны найти надежное решение проблем задолженности; они хотят быть уважаемым партнером в ЕС и играть активную роль в совместном поиске путей оздоровления как греческой, так и европейской экономики.

Европа не должна видеть угрозу в победе СИРИЗА. Эту победу следует рассматривать и как мнение народа, и как возможность для Европы в целом пересмотреть свои антикризисные меры. Последние уже привели континент к тому, что может наступить десятилетие дефляционной стагнации, даже с учетом последней интервенции Европейского Центробанка. Простого решения для выхода из серьезного кризиса в Европе не существует. Но одно можно сказать наверняка: продолжение политики, которая не работает, потому что основана на финансовой расчетливости, — это противоположно тому, что необходимо сделать. А именно — надо отдать приоритет экономическому росту, инвестициям, занятости и политике перераспределения.

Любой реалист подтвердит, что Греция не сможет обслуживать свой колоссальный долг и одновременно осуществлять экономическое и социальное восстановление. Можно настаивать на погашении долгов, не дожидаясь экономического подъема, но из этого ничего не выйдет. Долги, которые не могут быть погашены, останутся неоплаченными, даже если кредиторы продолжат настаивать на выплате.

В этом отношении весьма поучительны долговые кризисы в Германии прошлого века. После Первой мировой войны державы-победительницы настаивали, чтобы Германия выплачивала репарации независимо от своих экономических показателей. Результаты известны: гиперинфляция 20-х и жесточайшая экономия начала 30-х годов привели к возвышению Гитлера, который, придя к власти, немедленно прекратил обслуживание всех внешних долгов.

После Второй мировой войны союзники решили, что Германия должна сначала стать процветающей страной, а уже потом платить по долгам. Такой подход лег в основу самого щедрого в истории соглашения о реструктуризации задолженности. В 1953 году было списано больше 50% немецкого долга, а погашение оставшейся части растянулось более чем над полвека, причем выплата была поставлена в зависимость от наличия положительного сальдо торгового баланса. Последняя часть долга за Первую мировую войну была погашена в конце 2010 года, причем размер выплат ни разу не превысил 5% от экспортных поступлений Германии.

Во многих европейских странах общественному обсуждению долгового кризиса пытаются придать моральную окраску. Так, многие утверждают, будто Греция сжульничала при вступлении в еврозону, что греки решили проехаться за счет трудолюбивых североевропейцев, что грекам надо преподать урок, чтобы научить финансовой ответственности... Но обсуждение должно основываться на принципах не «преступления и наказания», а  экономической целесообразности и лучшего будущего. Если бы при реструктуризации германского долга в 1953 году руководствовались какими-либо моральными соображениями, то было бы трудно обосновать необходимость частичного списания задолженности. Однако с экономической, политической и социальной точек зрения — это было верное решение, которое окупилось не только для Германии, но и для Европы в целом.

В абсолютном выражении сегодняшний долг Греции — 317 млрд евро, на 13 млрд меньше, чем пять лет назад. Тем не менее из-за экономического коллапса долг вырос со 113% от ВВП до 175%. Предположение, что он может быть обслужен без экономического роста, — иллюзия.  Все, кто заинтересован в решении проблемы, должны это признать и пересмотреть условия погашения задолженности.

За время существования капитализма еще не было резкого роста, который не закончился бы кризисом, и не было такого кризиса, за которым не последовал бы подъем экономики. Задача политики состоит в том, чтобы смягчить бремя кризиса и ускорить восстановление, а меры строгой экономии не оправдали себя ни в отношении первого, ни в отношении второго утверждения. Однако по ряду признаков похоже, что кризис в Греции достиг своего нижнего предела. Правильная политика реструктуризации задолженности и государственные инвестиции в производство дадут реальный шанс быстро восстановить экономический рост. Снижение уровня безработицы и рост доходов должны иметь приоритет над погашением долга. Пока сохраняется риск дефолта, даже резкое увеличение объема инвестиций частного сектора не приведет к необходимому экономическому росту. Поэтому решение греческого вопроса следует начать с решения проблемы долга и с активной политики государственного инвестирования, ведущей к созданию большего количества качественных рабочих мест.

Исследователи из Института экономики Леви в Нью-Йорке совместно с Институтом труда Всеобщей конфедерации труда Греции регулярно публикуют стратегический анализ греческой экономики. Они подсчитали экономический эффект от умеренной государственной инвестиционной программы в объеме 6,6 млрд евро в год, которая финансировалась бы Евросоюзом и была бы дополнена отсрочкой выплаты долгов до тех пор, пока страна не вернется к реальному ВВП на уровне 2010 года. Такая программа значительно ускорила бы восстановление страны по сравнению с тем, к чему может привести продолжение нынешней политики (см. базовый сценарий в таблице).

Конечно, реструктуризация долга и госинвестиции сами по себе не решат греческую проблему, но и без них ее не решить. Улучшение государственного управления, создание эффективной и справедливой налоговой системы, борьба с коррупцией, обуздание власти олигархов, совершенствование пенсионной системы, повышение доступности кредитов, улучшение системы образования, здравоохранения и социальной защиты, обеспечение условий для создания новых рабочих мест — вот только часть важных элементов комплексной стратегии восстановления. Некоторые из этих структурных изменений требуют времени, и эффект от них будет отсроченный, но другие могут подтолкнуть развитие в более короткий срок. Структурные реформы имеют бoльшие шансы на успех, если будут проводиться параллельно с восстановлением экономики, созданием рабочих мест и экономическим ростом, а не во время продолжающейся депрессии.

Новый состав правительства располагает лучшими возможностями для реализации такой программы. Новые лица в правительстве также имеют больше шансов встряхнуть общество и покончить с корыстными интересами, чего до сих пор почти не касались. Укрепление институтов очень много значит для укрепления (или восстановления) доверия — и в стране, и к принятию политических решений. Это относится и к тем институтам, которые отвечают за социальный диалог и ведение коллективных переговоров, за расширение участия граждан в политическом процессе. Необходимо быстро и решительно восстановить разрушенные производственные отношения и систему коллективных переговоров, чтобы улучшить условия на рынке труда, повысить качество занятости, достичь равенства в сфере трудоустройства и более справедливого распределения доходов.

Сегодняшняя Греция находится в более критическом положении, чем любая другая европейская страна, но ее проблемы не единственны в своем роде. По всей Южной Европе политика жесткой экономии, отсутствие госинвестиций и сдерживание роста зарплат привели к дефляционной стагнации, недопустимому уровню безработицы и растущему неравенству. Миллиарды евро, закачанные в частный банковский сектор по близким к нулю процентным ставкам, не ускорили рост частных инвестиций и не достигли реального сектора экономики. Это скорее взвинтило цены на активы, чем повысило уровень занятости. В ситуации, когда миллионы людей не имеют работы, а многие правительства могут брать займы по рекордно низким ставкам, возникает убедительный довод в пользу крупных инвестиций в государственную инфраструктуру и общественные сети, в образование и научные исследования в масштабе Европы.

В течение шести лет европейские и международные институты утверждали, что мерам жесткой экономии нет альтернативы и что народ Греции дорого заплатит в случае отказа от политических предписаний «Тройки». Но греческий народ в духе Франклина Рузвельта решил, что ему «нечего бояться, кроме самого страха», и предпочел не семенить дальше по пути неудач, а довериться иному решению, пусть даже и с противоречивыми идеями. Греки повысили уровень своих ожиданий; они заслуживают как благодарности за проявленные сомнения [в правильности прежнего курса], так и поддержки со стороны тех, кто заинтересован в изменении политики в Европе.

Надо поблагодарить народ Греции за то, что он выбрал необходимость изменения экономической политики Европы. Ставки высоки. Неудача в Греции будет использована для подтверждения мер жесткой экономии как единственно возможного варианта. Это будет иметь негативные последствия для любого прогрессивного выбора по всей Европе. Те, кто убежден, что Европа требует перемен, не могут сидеть сложа руки и должны поддержать новую волну реформ.

(Опубликованная 26 января 2015 года на сайте МОТ статья отражает личное мнение автора. Перевод Алексея Жаркова.)

Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 2, 2015

Автор материала:

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности