Зачастую из списка лидеров стран Евросоюза вычеркивают Австрию. А ведь именно она даже в период кризисов демонстрирует рост экономики и имеет один из самых высоких уровней ВВП на душу населения в Европе. Такое благосостояние копилось десятилетиями. И во многом — благодаря деятельности профсоюзов, которые постепенно, добиваясь реформ, ведя диалог с властью и устраивая митинги, довели систему трудовых отношений в стране до фантастического уровня.
Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 4, 2016
Иной раз странно видеть, как мигранты из стран Африки и Ближнего Востока рвутся в Германию или Швецию в поисках лучшей жизни и высоких социальных пособий. Потому как в Австрии все это есть. Отличительной чертой их получения является лишь одно условие: нужно трудиться.
Несмотря на близкое соседство с размеренными, неторопливыми баварскими машиностроителями или склонными к работе с землей в частных хозяйствах венграми, австрийцы всегда тяготели к труду мануфактурному. Наверное, именно потому Австрия (тогда Австро-Венгерская империя) стала одной из первых стран в Европе, где открыто и столь массово получили поддержку социалистические движения.
Первые встречи рабочих активистов проходили, как правило, после трудовых будней, в пивных. Несмотря на специфическое место сбора, рабочим удалось уже в 1874 году сорганизоваться для создания собственной партии. А в 1888 году в Австрии официально появилась Социалистическая партия, объявившая своей целью защиту прав рабочего класса и социальное равенство. Следующим логичным шагом была организация профсоюзного движения, но помешала Первая мировая война.
Весь потенциал австрийцев, все рабочие ресурсы были брошены на достижение победы. Но возникла внутренняя нестабильность, а вслед за ней пришло поражение в войне с распадом империи на отдельные государства, в том числе и независимую Австрию (1918 г.). Тогда у многих появилось ощущение, что теперь рабочее движение и социалистическая партия обречены на успех.
Так оно и было поначалу. Число членов партии росло, а рабочие советы стали прообразом профсоюзов. В 1933 году им удалось поднять в парламенте вопрос о повышении минимальной оплаты труда. Принятие соответствующего закона вызвало парламентский кризис, что выплеснулось на улицы австрийских городов. В Австрии начало разгораться пламя гражданской войны.
Беспорядками воспользовались фашисты. В хаосе, в который погрузилась столица Австрии, они совершили государственный переворот и установили жесткую диктатуру: была запрещена Социалистическая партия, а вслед за ней и всевозможные левые движения; их лидеры подверглись репрессиям и арестам. Над Австрией воцарилась власть корпораций, которая фактически не пала даже с захватом Австрии Третьим рейхом. Однако для представителей рабочих движений аншлюс стал роковым: многие оказались в нацистских концлагерях.
Еще не пал Рейхстаг, а Австрия уже была освобождена от фашистов. Вместе с тем страну поделили на оккупационные зоны между СССР, США, Великобританией и Францией. В мирной жизни к власти стали приходить противники фашистского режима, в основном социалисты. Даже прокапиталистические зоны ответственности США и Великобритании ничего не могли поделать с ростом популярности социалистов. В апреле 1945 года уцелевшие представители Социалистической, Коммунистической и Христианской партий встретились и заключили договор о создании единого Объединения австрийских профсоюзов (ОАП).
Пройдет всего пара лет, и ОАП добьется официального оформления во всех оккупационных зонах. Таким образом, оно включит в себя 16 профсоюзов в различных отраслях производства и сферы услуг, а число членов профсоюзного движения уже в 1948 году превысит миллион человек.
В наследство от войны осталась разруха, но австрийцы с удвоенной силой приступили к восстановлению страны. Активизация рабочего движения сразу же вскрыла множество социальных проблем. На тот момент в Австрии не было законодательства, которое регулировало бы трудовые отношения. Роль законотворцев в этом непростом вопросе взяло на себя Объединение австрийских профсоюзов. И еще до снятия оккупационного режима (1955 г.) ОАП добилось принятия законов о создании инспекции труда, снижении возраста выхода на пенсию для женщин, страховании работников от безработицы и страховании семей на случай потери кормильца, поддержке детей работников, о жилищных пособиях, создании центров занятости для молодежи, а также был принят общий закон о социальном страховании.
Таким образом, уже к середине 50-х годов Австрия по социальным гарантиям не просто догнала большинство европейских стран, а вырвалась в лидеры.
После вывода оккупационных войск и объявления независимости (1955 г.) в Австрии начались масштабные перестройки во власти. В политической жизни страны появились правые партии, которые приветствовали либерализацию рынка, лоббирование интересов предпринимателей и сокращение социальных расходов. Среди правых были и националистические движения, которые, прибегая к популистским лозунгам, завоевывали утраченную после войны популярность. Не останавливал их продвижение во власть даже тот факт, что во главе подобных партий были замечены бывшие нацисты.
Несмотря на явные социальные успехи, австрийское общество, как и немецкое, традиционно тяготело к формату христианских партий. С каждым годом Австрийская народная партия (АНП, аналог немецкой Христианско-демократической партии) завоевывала все больше мест в парламенте, а ее лидеры неизменно становились федеральными канцлерами. И каждый успех демократов означал новый удар по профсоюзам. Их, конечно, уже не запрещали, активистов не ждало уголовное преследование, но яростная антисоциалистическая пропаганда АНП напрямую касалась и профсоюзов.
Естественно, что появление таких партий заставило социалистов и профсоюзы активизировать свою борьбу. В середине 60-х социалисты предприняли попытку объединения своей партии с Австрийской партией свободы (правая партия популистского толка), чтобы получить большинство в парламенте. Для этой цели было подключено и Объединение австрийских профсоюзов. Его руководитель Франц Олах выделил из профсоюзной казны огромную для того времени сумму — 1 млн австрийских шиллингов — на финансовую поддержку правых союзников социалистов. Деньги, само собой, выделялись тайно. Но недовольные таким объединением с правыми в рядах Социалистической партии подняли скандал, который не просто поставил крест на парламентской коалиции, но разделил партию на два лагеря. Выборы были проиграны, деньги — потрачены, а профсоюзное движение получило сильный удар по репутации.
Тем не менее профсоюзный актив постарался минимизировать потери и от своих принципов и целей ничуть не отказался. Более того, даже с приходом к власти сторонников либерального рынка Объединению австрийских профсоюзов в течение последующих четырех лет удалось сильно изменить трудовое законодательство Австрии. Профсоюзы добились сокращения продолжительности рабочей недели до 45 часов. А в начале 70-х годов в качестве эксперимента на отдельных территориях началось введение 40-часовой рабочей недели.
Такие достижения только приветствовались австрийцами и напрямую ассоциировались с Социалистической партией. И уже на следующих выборах в парламент социалисты одержали безоговорочную победу. Вплоть до 80-х годов курс на защиту прав трудящихся не ослабевал. Все инициативы ОАП — 40-часовая рабочая неделя, больничные, оплачиваемые праздничные дни, стипендии в области профессионального образования и многое другое — были претворены в жизнь и законодательно закреплены. Фактически все принятые в те годы поправки к трудовому законодательству стали каркасом для современного социально-трудового регулирования жизни в Австрии.
Конец ХХ века ознаменовался не только для Австрии, но и для всего европейского континента масштабным политическим сдвигом. Произошло крушение СССР, а вместе с ним и всего социалистического блока в Европе. Вскоре (по меркам истории) появился Европейский союз.
Все эти изменения профсоюзные организации переживали с большим чувством тревоги. Опасность возникла не просто для достигнутых норм по защите труда, само существование Объединения австрийских профсоюзов оказалось под угрозой. Если прежде социалистический строй государств Восточной Европы давал пример той экономики, того набора законов, к которому стремились профсоюзы для защиты прав трудящихся, то падение этого строя было использовано демократами и либералами в качестве примера его неэффективности и нерациональности. Ставились под сомнение и громились в СМИ социальные достижения последних десятилетий. В том числе законы, принятые при активнейшем участии в этих процессах Объединения профсоюзов.
Но и это был не предел. В 1995 году Австрия стала членом Европейского союза. Развитая промышленность в области электротехники и нефтепереработки позволила австрийцам иметь один из самых высоких в ЕС уровней ВВП на душу населения. Таковым, к слову, он остается и по сей день. Но эти достижения стали возможны благодаря высокой производительности труда, чему, в свою очередь, способствовали регулярные и благоприятные изменения в пользу прав рабочих. Однако соглашение о вступлении в Евросоюз подразумевало передачу части социальных функций вступающих стран, в том числе Австрии, центральному аппарату управления ЕС, который расквартирован в Бельгии.
Мало того что с крушением социалистического блока профсоюзные движения понесли репутационные потери, так еще и новая политическая формация диктовала им новые условия. Например, в тяжелейшем состоянии оказалась сельскохозяйственная отрасль Австрии. Многие фермерские хозяйства разорились из-за перераспределения ролей участников общеевропейского аграрного рынка. Лишь помощь профсоюзного движения и пролоббированные им ранее законы спасли австрийских фермеров от нищеты. Впрочем, переучиваться с аграриев на рабочих и служащих многим все же пришлось.
Тяжелый урок политических перемен поставил новые задачи перед профсоюзами. Отныне приходилось не просто сражаться с собственными правительством и предпринимателями за поправки к законам, но и отстаивать интересы австрийцев перед всем Евросоюзом с его общим рынком труда и перед пришедшими в страну транснациональными корпорациями.
Объединение австрийских профсоюзов сумело предоставить своим членам беспрецедентные привилегии: бесплатную юридическую помощь, представительство в судах, страховки за счет профсоюза, дополнительные выплаты на Рождество и Новый год (13-я и 14-я зарплаты). Но главное — это программа ежегодного увеличения заработной платы. Традиционно каждый год ОАП различными способами добивается, чтобы членам профсоюза работодатель повышал зарплату. Даже если это повышение небольшое, оно для рядовых австрийцев — показатель уверенности в завтрашнем дне за счет членства в профсоюзе. И при этом профвзнос составляет, как и в России, 1% зарплаты.
И все-таки к началу нулевых годов число членов профсоюзов, особенно молодых, стало сокращаться. Так что ОАП ищет новые формы и методы работы. Его очередной целью стала борьба за снижение подоходного налога. Как и в большинстве стран Европы, налоговая система Австрии имеет многоуровневую систему. Самым крупным налогом является подоходный: он может составлять до 40% заработной платы работника, а для богатых — до 50%.