19 апреля стены Академии труда и социальных отношений впервые приняли участников Костинских чтений - Международной научно-практической конференции “Труд: вызовы цифровизации”, посвященной памяти ученого Леонида Костина. “Солидарность” узнала, как получить удовлетворение от цифровизации, стоит ли платить роботам зарплату и кому достанутся “зеленые” рабочие места.
Сам факт того, что Костинские чтения состоялись, собственно, и стал ответом на вызовы этой самой цифровизации. Организаторы и участники приложили огромный труд, чтобы событие прошло на уровне: более 37 докладчиков, обсуждения наиболее острых углов цифровизации, в довесок - тематический сборник научных трудов (765 страниц!).
Но и на этом ученики выдающегося ученого Леонида Костина останавливаться не собираются. Что сразу и обозначили: география чтений будет расширяться, а ученики будут пытаться превзойти учителя, как и завещал сам основатель школы экономики труда.
Открыл чтения председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков с темой “Изменение экономической парадигмы страны и развития всей мировой экономики”. И сразу обозначил болевую точку: “Заниматься экономикой труда может только человек, который сам прошел все ступени практической работы. Но сегодня мы видим, как будущие специалисты делают ставку на вуз, на теорию, и к постижению конкретной технологической работы в той или иной отрасли подходят в самый последний момент. Леонид Алексеевич считал этот путь менее эффективным, чем “инженерный подход” - вхождение в производство через практику работы на предприятии”.
И вот теперь представьте условия: знания откровенно теоретические, “роботы” оккупируют экономику труда, а расходы на рабочую силу называют издержками производства. “Экономика труда в области цифровизации необходима крупнейшим компаниям, ведь в основе их прибыли лежит прежде всего человеческий труд”, - подчеркнула заместитель министра труда и социальной защиты Любовь Ельцова.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов назвал конференцию удивительным и справедливым событием. “Я вспоминаю две показательные вехи из жизни учителя - судьбоносные для формирования экономики труда в полноценную науку. Первая - его командировка в Китай, где он написал первый учебник по экономике труда, который не был переведен на русский, - поделился докладчик. - Второй факт - это когда он защитил докторскую диссертацию, связанную с эффективностью труда в социалистической экономике. Нужно было пройти между Сциллой и Харибдой, чтобы эта диссертация не попала под гриф либо ДСП, либо секретный”.
Перехватившая слово ответственный секретарь Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Наталья Жарова первой обозначила основные вызовы цифровизации: удаленная занятость, требования постоянного повышения квалификации и территориальной мобильности.
В первой пленарной сессии заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом МГУ им. Ломоносова, д.э.н., профессор Татьяна Разумова подчеркнула, что при введении на предприятии цифровых технологий необходимо применять социально ориентированный подход, обладать высокой финансовой и цифровой грамотностью, следовать стандартам в организации труда, знать специфику профессиональной ориентации сотрудников.
В качестве нововведения профессор предложила переименовать МОТ в Международную организацию труда и отдыха. Такой кардинальный шаг только на первый взгляд кажется дерзким. Ведь специально созданные рекреационные комплексы и услуги влекут за собой появление новых рабочих мест. “Но роботам платить зарплату мы, конечно, не будем!” - ответила профессор на смелый вопрос из зала.
Инновационный подход предложил и президент Университета трудовых отношений Китая, профессор Лю Сянбин: “Сегодня уже не имеет смысла говорить о том, какие именно профессии максимально востребованы. У нас в стране все более популярно работать в разных сферах, менять профессии по зову сердца”.
Но применим ли этот опыт в России? Ведь у нас отсутствует основополагающая для карьеры система профподготовки школьников. Об этом в своем выступлении упомянул генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики Аркадий Замосковный. Между тем потребность в новых, перспективных профессиях в электроэнергетике очень высока. Наиболее проблемной сферой в части подготовки кадров является тепловая генерация. По словам Замосковного, чтобы выявить востребованные профессии, сформировать требования к ним в рамках профстандартов и заказа в системе образования, необходима реформа национальной и, соответственно, отраслевой систем квалификаций.
Вторая пленарная сессия “Будущее мира труда” под руководством заведующего лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов РАН Андрея Коровкина началась со зрелищной и информативной видеопрезентации авторства Надежды Суровой - эксперта по социальному проектированию и предпринимательству. В ее докладе “Роль социального развития в условиях цифровой трансформации экономики” говорилось и об угрозе полного исчезновения человеческого труда.
Мнение коллеги поддержала Риорита Колосова, научный руководитель кафедры экономики труда и персонала МГУ. Ее главный вопрос к цифровизации мог бы поставить ту в тупик (явись она на конференцию): “А зеленеют ли рабочие места в таких жестких цифровых условиях?”
Основная идея “зеленых” рабочих мест выражается простым лозунгом: достойный труд - это труд безопасный. “Но захотят ли машины соблюдать правило Костина “Всегда полбалла в пользу студента” (в данном случае - сотрудника)? Или еще сложнее - внедрять человеческие качества: доброту, искренность, справедливость?” - риторически спросила Колосова.
По ее словам, именно в связи с цифровизацией все чаще в рабочих организациях можно встретить “властных индивидуалистов”. Такие люди обладают высоким профессионализмом, но их работа напоминает действия робота.
Андрей Коровкин выявил еще более парадоксальную проблему - высокомобильная работа и ускоренное повышение производительности труда является риском для сбалансированности рынка РФ.
Но есть и ответные меры. Их в докладе “Будущее сферы труда” представил Михаил Пушкин, специалист по вопросам занятости Московского бюро МОТ. Первый хук цифровизации: введение минимального гарантированного дохода (“физкульт-привет” третьей “профсоюзной” секции, где была названа цифра МРОТ во Франции, но об этом позже). Вторая мера - прогноз будущих форм проведения свободного времени. Ну и, наконец, скоро будет пора пристраивать дауншифтеров, которые из-за повышения курса валют уже не могут столь же комфортно, как и раньше, наслаждаться жизнью в тропическом климате за счет сдачи московских квартир.
Профсоюзный пул третьей пленарной сессии оптимистично предложил цифровизации “социальное партнерство и профсоюзное движение”. Грубо говоря, вопрос к ЭВМ: “А что вы делаете сегодня вечером?” А что? Новое качество в цифровой экономике!
Профессор кафедры экономики и управления на транспорте МИИТ Владимир Третьяк назвал цифровую экономику маленьким моментом постиндустриального уклада. “Если этот переход уже наметился, значит, должны быть и новые формы вознаграждения свободного труда. А они у нас есть? - пригласил к обсуждению профессор. - Для примера взять Францию, где минимальная зарплата составляет 1300 евро. Тут же берем человека с максимальным окладом - 7000 евро. Но с учетом подоходного налога получается 3500”.
Профессор предложил аудитории включиться в поиск новых форм организации трудовой деятельности с пользой для рабочего класса. “Давайте разберемся, если цифровизация такая “энергичная”, то что нам мешает сделать четырехдневную рабочую неделю или вообще работать три дня?”
Однако пока что преференции продолжают получать машины, а не люди. Показательна ситуация на “АвтоВАЗе”. “Там с целью экономии на издержках количество сотрудников предприятия года за четыре сократилось со 100 тысяч до примерно 40 тысяч, - сообщил секретарь ФНПР Александр Шершуков. И продолжил: - Если рассматривать как плюс появление новых рынков, то на них распространились только западные технологические требования, но не западные трудовые нормы и не западные социальные обязательства”. Компании стали инициаторами внедрения цифровых технологий. Но это происходило не в силу социальной ориентации, а для серьезного увеличения прибыли.
По словам Шершукова, еще одна заноза цифровизации заключается в том, что она дала дополнительный стимул к росту прибыли ТНК и корпораций, основанных на финансовых манипуляциях. Но вот удержать ТНК в этически приемлемых нормах прибыли международные институты не смогли.
В отсутствие постоянной работы требуются новые формы получения заработка. А современное общество требует формирования навыков жизни в среде цифровизации. Их в своем выступлении обозначил секретарь ФНПР Олег Соколов: самоорганизация работников, коллективные договоры, поиск рабочих мест через цифровые платформы - сегодня эти задачи стоят во главе угла.
Конечно, с профсоюзов в сложившейся ситуации спрос особый. Вот и руководитель департамента социального развития аппарата ФНПР Константин Добромыслов тоже не питает иллюзий при встрече с цифровизацией. Он подчеркнул, что главная ее “заслуга” - расслоение общества, а “действующие способы социальной защиты населения в условиях цифровизации не работают. Люди не в состоянии справиться сами”. Для поддержки покупательной способности, по мнению Добромыслова, должны быть созданы новые модели гарантированного дохода, а хорошо бы - и направленное государственное страхование.