Центральная профсоюзная газета16+
Турецкое противостояние

В борьбе за права работников профсоюзы страны сталкиваются с репрессиями, терроризмом и смертью

Турецкая поговорка гласит: «Кто желает покоя, тот должен быть глухим, слепым и немым». Покой Турции только снится. Каждая социальная вспышка моментально сказывается на жизни трудящихся, и невидящими и неслышащими невозможно даже притворяться. Череда внутриполитических конфликтов последних лет раскачивает хрупкое равновесие в социально-трудовой сфере государства и будоражит международную профсоюзную общественность.

Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 5, 2016

После неудавшегося военного переворота в июле 2016 года репрессии со стороны президента Эрдогана обрушились не только на армию, полицию и отдельных чиновников, но и на сферу образования, СМИ, а также профсоюзы.

Международные объединения профсоюзов осудили попытку путча как фактор, спровоцировавший правительство усилить наступление на права и свободы граждан. Что же касается профдвижения Турции, то оно пребывает меж двух огней, пытаясь противостоять одновременно вызовам экономического кризиса и политическим нападкам властей.

СПРАВКА

Профсоюзы против путча, а власть против профсоюзов

После неудавшегося путча 15–16 июля 2016 года правительство Эрдогана устроило в Турции массовые «зачистки». По сообщениям РИА «Новости» и Русской службы BBC, были сняты с должностей почти 3000 судей, 250 сотрудников Министерства спорта, 30 губернаторов, более 10 тыс. полицейских, более сотни военных, 196 сотрудников Министерства связи, 492 чиновника из Управления по делам религии. Была приостановлена работа 626 учебных заведений, уволены 15 тыс. учителей, полторы тысячи деканов, ректоры четырех университетов. Закрыто более 1200 фондов и благотворительных организаций, 15 университетов, 35 медицинских учреждений, 19 профсоюзов. В общей сложности работу потеряли более 76 тыс. человек.

Глобальные профсоюзы выступили с осуждением и путча, и наказаний за него. «Под надуманным предлогом борьбы с пособниками путчистов режим Р. Эрдогана начал масштабную “чистку” с целью подавления общественной оппозиции авторитаризму и исламизации Турции», — считает международная комиссия Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность».

НАЧАЛО

Считается, что провозвестником профсоюзного движения в Турции были массовые, организованные выступления крестьян в 30-е годы XIX века. Эти протесты жестко подавлялись властями Османской империи, ибо неповиновение господам было так же преступно, как измена родине, и каралось смертью.

В конце позапрошлого века создавались организации, которые ставили себе целью оказание помощи и элементарной поддержки рабочим. Однако первые настоящие профсоюзы появились только после Младотурецкой революции 1908 года. Волна демократизации, хотя и короткая, тем не менее вместе с возвращением Конституции (принятой в 1876 году султаном Абдул-Хамидом II под нажимом прогрессивных сил, но быстро утратившей свое фактическое действие) принесла стране возможность создания профессиональных объединений трудящихся. Причем в отличие от Конституции, которая вскоре опять была благополучно забыта, профдвижение уже не сдало своих позиций.

Дальнейшие шаги истории естественно способствовали развитию профсоюзов: провозглашение Турецкой Республики в 1923 году, развитие промышленности, увеличение количества рабочих, занятых на производстве…

В 1936 году в Турции был принят первый Трудовой кодекс. В 1945-м — учреждено Министерство труда, а через два года принят закон «О профсоюзах рабочих и работодателей и профсоюзных объединениях». Эту дату — 1947 год — принято считать официальной точкой отсчета для истории турецких профсоюзов.

В 1963 году вступили в действие законы «О профсоюзах» и «О коллективных трудовых договорах, забастовках и локаутах». Эти нормативные акты впервые признали за профсоюзами права на заключение коллективных договоров и проведение забастовок.

ЖИЗНЬ В ПЕРЕВОРОТАХ

После военного переворота 1980 года (уже третьего в истории молодой республики!) позиции рабочего класса основательно пошатнулись. Хунта, пришедшая к власти, подвергла арестам сотни тысяч граждан, приговорила к смертной казни больше пятисот человек. Всего в «черных списках» оказались 1,68 млн человек. Ну а в первую очередь новые хозяева поспешили выкорчевать «корень зла»: вместе с упразднением правительства, роспуском парламента и приостановкой действия Конституции были запрещены все политические партии и профсоюзы. Под запретом оказались 23 677 общественных объединений, прежде всего коммунистические, левоцентристские и курдские организации.

Через три года после военного переворота были приняты новые законы «О профсоюзах» и «О коллективных трудовых договорах, забастовках и локаутах». С незначительными поправками они продолжали действовать до 2012 года, когда был представлен закон о профсоюзах и коллективных договорах — новый, но все еще очень далекий от стандартов МОТ. Это значит, что современные турецкие профсоюзы и работники до сих пор весьма ограничены в правах.

Профсоюз, который хочет подписать коллективный договор на уровне предприятия, должен объединять по меньшей мере 50% работников на предприятии и не менее 1% работников данной отрасли.

По закону, работодатели могут с легкостью подать в местный суд иск, утверждая, что профсоюз не имеет необходимой численности, чтобы быть стороной в переговорах. Судебные процессы занимают годы, и это обычная практика для турецких работодателей, чтобы избавиться от профсоюза на предприятии или хотя бы остановить коллективные переговоры.

А о забастовках закон, например, говорит: «Забастовка или локаут, объявленные или начатые, могут быть приостановлены на 60 дней по решению Совета министров, если они ставят под угрозу здоровье людей или национальную безопасность». Ну а что может Совет министров счесть угрожающим и что будет через 60 дней — одному Аллаху известно.

В то же время затянувшийся вопрос о вступлении Турции в Европейский союз подразумевает работу по приближению турецких законов к нормам ЕС. Это значит, что законы должны быть как минимум более демократичными. И такая работа активно проводилась. Чем она закончится — особенно учитывая, что после последнего июльского переворота взаимное желание ЕС и Турции к соединению, мягко говоря, ослабло, — неясно.

ТУРЦИЯ СЕГОДНЯ

В Турции высокий уровень безработицы. По сведениям СМИ, которые ссылаются на турецкий Институт статистики TÜÍK, на сегодня в стране около 6 млн безработных при численности населения 78,741 млн человек (на начало 2016 года). А безработных в возрасте 15–24 года — 19,2%, иначе говоря, каждый пятый молодой человек.

Как следствие — велика доля неформальной занятости. По данным TÜÍK, из более 26 млн работающих более 8 млн трудятся нелегально. Большинство из них — женщины: нелегально работает практически каждая вторая.

СПРАВКА

Кем быть в Турции

Средняя зарплата по стране в 2015 году составила (в пересчете) 1000 долларов в месяц. Женщинам в Турции платят на 15–18% меньше, чем мужчинам, занимающим аналогичную должность.

Ежемесячная средняя зарплата в долларах США:

программист — 2500;

инженер промышленного сектора — 2300;

юрист — 2100;

инженер-строитель — 1700;

терапевт — 1600;

полицейский — 1300;

учитель средних классов — 1100;

кассир в супермаркете — 800.

По сведениям портала zarplatyinfo.ru

Люди соглашаются на работу без оформления трудовых отношений не от хорошей жизни. Их толкает к этому не только безработица, но и зависимость от кредитов. Банковские реформы начала нулевых в Турции облегчили доступ к потребительским кредитам, а кредитные карточки стали одной из главных форм платежа. Учитывая же нерегулярную зарплату и вообще нестабильность доходов, работники часто обращаются к кредитам. Ассоциация банков Турции провела исследование и выяснила, что с конца 2015 года свыше 2 млн турецких граждан взяли банковские кредиты на приобретение жилья. С 2009 по 2015 год среднегодовая сумма жилищных займов выросла на 25% — до 148 млрд турецких лир. При этом суммы кредитов, за которыми чаще всего обращаются граждане Турции, возросли с 75 до 150 тыс. лир.

В Турции правительство играет решающую роль в сборе долгов, так как кредиты возвращаются нередко через конфискацию.

Одновременно с этой функцией государство выполняет и другую, «дарящую»: правительство правящей партии создало широкую сеть социального обеспечения, охватывающую большую часть населения. Ну а если государство воспринимается не как гарант прав, а как благотворитель, то и отношение к своим правам и к возможной борьбе за них — соответствующее. Так что протестные выступления в Турции вызваны не столько ущемлением трудовых прав, сколько глубоко внутренним неприятием политики социального консерватизма, авторитаризма и исламизма правящей верхушки.

«ЭРГЕНЕКОНОМ» ПО ПРОФСОЮЗАМ

Так сложилось, что профсоюзы Турции — всегда в гуще социально-политических событий. Сторонники «левых» идей — они не в чести у властей, как у прежних, так и у нынешней, и любое социальное событие отзывается недовольством власти профсоюзами.

Несколько лет назад прогремело дело о тайной террористической организации «Эргенекон». В июне 2007 года в Стамбуле, в доме отставного офицера, были найдены ручные гранаты. Следствие заявило о неизвестной прежде националистической и террористической группировке «Эргенекон», которая была обвинена в подготовке государственного переворота. В течение нескольких лет правительство находило «след» «Эргенекона» повсюду, в том числе в профсоюзном движении. Два года спустя был арестован Мустафа Озбек, крупный профсоюзный лидер, глава одного из самых массовых турецких профсоюзов «Тюрк металл» и президент Международной евразийской федерации металлистов.

Представители турецких профсоюзов выступили в защиту коллеги, подчеркнув, что профсоюзы вообще не имеют ничего общего с организацией «Эргенекон».

У профсоюзов немало своих, профсоюзных причин, чтобы стать неугодными правительству.

Акции протеста турецких профсоюзов

Всеобщая забастовка в поддержку работников табачной фабрики, 2010 г.

В январе 2010 года работники табачной компании «Текел» вышли на забастовку против намерения новых владельцев приватизированного предприятия сократить 12 тыс. рабочих мест. Инициатором акции выступил профсоюз рабочих, занятых в производстве продовольственных и табачных изделий «Тек Гида-Иш», входящий в состав Международного союза пищевиков (IUF). Протест вызвал общественный резонанс. Событие приобрело широко политический размах: бастующие и их сторонники провели демонстрацию перед штаб-квартирой правящей партии в Анкаре, устроив сидячую забастовку. Полиция применила против людей водометы и слезоточивый газ. Турецкая полиция известна своей строгостью, даже жестокостью. Многие демонстранты были избиты, некоторые госпитализированы. Профсоюзных представителей арестовали, проходили судебные процессы.

4 февраля был объявлен днем всеобщей забастовки — поддержать борьбу рабочих «Текел» вышли десятки тысяч граждан. Реджеп Эрдоган, тогда еще премьер-министр, назвал забастовку «идеологической и незаконной», а председатель турецкой конфедерации профсоюзов Мустафа Кулми, имея в виду проявленную солидарность, заявил: «Забастовка была успешной, несмотря на нажим и угрозы властей, бюрократов и нанимателей».

IUF выступил с призывом к профактивистам всего мира выразить протест против попыток властей Турции криминализировать профдвижение: «Трудовое законодательство страны и без того серьезно ограничивает право на объединение и ведение коллективных переговоров. Если мы позволим суду утвердить эти обвинения, это станет серьезным ударом по борьбе турецких профсоюзов и международной кампании за приведение юридической системы страны в соответствие с основополагающими конвенциями МОТ».

Задержанных профсоюзных лидеров позже все-таки освободили, однако история не закончилась: турецкие власти на продолжении всех этих лет находят поводы для арестов и судебных процессов над профактивистами.

По курдскому «следу» — без суда и следствия, 2012 г.

2012 год тоже оказался урожайным на аресты профсоюзных лидеров и активистов. Члены Конфедерации профсоюзов госслужащих (KESK) провели забастовку и демонстрацию в Анкаре против антидемократического закона о профсоюзах и ущемляющих права работников поправок к закону об образовании.

Акция протеста закончилась столкновениями, двое демонстрантов были серьезно ранены полицией. Около сотни активистов профсоюза были арестованы и обвинены в терроризме, многие из них провели несколько месяцев в тюрьме без суда и следствия. Многим арестованным вменялось в вину, что они являются членами или оказывают поддержку Союзу курдских общин, который официально признан в стране незаконной политической организацией. Только за три года по этому обвинению было арестовано более 4000 человек. Так многовековой курдский вопрос тоже сказался на правительственных репрессиях против профсоюзов.

Надо отметить, что KESK — организация, выступающая против любых проявлений национализма и расизма, с момента своего создания в 1995 году постоянно подвергалась преследованию со стороны всех правительств, находившихся у власти. KESK преследуема и нынешним правительством Партии справедливости и развития. Причина в том, что профсоюз занимает активные, боевые позиции в обществе, как утверждается на сайте Глобального университета труда.

Великое противостояние на площади Таксим, 2013 г.

В конце мая 2013 года несколько сот активных граждан вышли на площадь Таксим в центре Стамбула, чтобы выразить несогласие с вырубкой деревьев в местном парке Гези. Люди расставили палатки, чтобы физически не дать бульдозерам сравнять парк с землей.

Полиция применила слезоточивый газ и сожгла палатки демонстрантов. Это послужило толчком к волне негодования — не столько из-за вырубки зеленого островка, сколько из-за политики государства в целом, его авторитарных и исламистских позиций. Несколько недель акции протеста бушевали по всей стране. Люди сооружали баррикады и выдвигали антиправительственные лозунги, а власти вновь отвечали водометами и слезоточивым газом. Потом в ход пошли бутылки с зажигательной смесью и камни с одной стороны и резиновые пули — с другой. Результат — раненые и несколько погибших от полученных травм.

По официальным данным турецкого МВД, только 31 мая и 1 июня в 48 провинциях по всей стране состоялось более 90 демонстраций, закончившихся арестами свыше тысячи человек. На 2 июня говорилось уже о более 200 демонстраций в 97 городах…

Премьер-министр Эрдоган сначала отказывался уступить и упорствовал даже в формальном поводе противостояния, не желая отменить планы относительно пресловутого парка. «Если у вас будет 20 человек — мы соберем 100 тысяч, если вы соберете 100 тысяч — мы соберем миллион», — приводят слова Эрдогана англоязычные СМИ.

Спустя месяц с лишним турецкий административный суд все же аннулировал постановление правительства о застройке зеленой зоны. Но затем региональный административный суд Стамбула удовлетворил апелляцию Министерства культуры и туризма Турции — опять разрешил вырубку деревьев под строительство торгового центра.

Протесты продолжились. Примечательно, что в выступлении против правительства объединились и враждующие болельщики футбольных команд-соперниц, и курды с турками — случай совершенно нетипичный, но тем более символичный.

Спор ведь, собственно, не из-за клочка земли — а принципиальный, идеологический. Площадь Таксим для турецкого левого и профсоюзного движения имеет историческое значение. Здесь 1 мая 1977 года мирная полумиллионная демонстрация была встречена военизированными группировками. Столкновение стоило жизни 42 гражданам, ранены были сотни.

Построить торговый центр на этом месте — неуважение к памяти погибших и чувствам живых. Неудивительно, что профсоюзы не могли остаться в стороне от этих поистине всенародных протестов.

Война за мир, 2015 г.

10 октября 2015 года турецкие профсоюзные конфедерации KESK и DISK, встревоженные войной в Сирии и связанной с ней серией терактов, совершенных исламистами, организовали в Анкаре марш «За труд, мир и демократию!».

Во время марша были взорваны две бомбы. В результате этого самого крупного в современной истории Турции теракта были убиты 103 человека.

Протест за протестом, 2016 г.

В феврале 2016 года автопроизводитель Renault отменил профсоюзные выборы и уволил работников своего завода в г. Бурса. Профсоюзная организация Birleşik Metal-Íş, входящая в состав глобального профсоюза IndustriAll, в знак протеста приостановила производство и организовала мирную демонстрацию для защиты своих членов. В ответ компания вызвала полицию, которая применила насилие, — обычная практика турецких работодателей (как и власти) для решения проблем с работниками…

Летом 2016 года турецкий парламент принялся за обсуждение предложенного правительством законопроекта, который дает право частным агентствам занятости нанимать работников в ряде отраслей.

Законопроект предусматривает возможность компаний при особых обстоятельствах использовать заемных работников в определенном процентном соотношении к общей численности персонала. Турецкие профсоюзы обеспокоены, что новый закон, разрешив широкое использование нестандартных форм занятости, повлечет за собой огромный сдвиг на рынке труда — от постоянной занятости к краткосрочным контрактам.

Это значит, что профсоюзам Турции предстоит вновь отстаивать права трудящихся в борьбе. Причем, судя по практике, в самой жесткой форме. Покой им даже и не снится.

Автор материала:
Ирина Середкина
E-mail: seredkina@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности