Профсоюзные ряды тают. Зарубежные профсоюзы, чтобы бороться с этим, отточили технологии органайзинга для создания первичек и привлечения людей в их ряды. Там работают чудо-люди - органайзеры: адепты профсоюзов и гении убеждения, харизматические лидеры и тонкие психологи, которые буквально идут в народ и стучатся в двери, работают по вечерам и в праздники, легки на подъем и тверды в позициях. А что у нас? В российском профсоюзном движении органайзинг не поставлен на поток. Тем не менее некоторые уже используют эту технологию на практике - с разницей в подходах, задачах и результатах. Для примера - опыт некоторых организаций разных уровней профструктуры.
Во избежание терминологической путаницы предупреждение: не путать с уполномоченными по охране труда. Речь пойдет именно об организационной работе. Но и в этой сфере есть различные уполномоченные и доверенные представители профсоюза.
Некоторые общероссийские профорганизации ведут работу в субъектах с помощью своих представителей. Скажем, нет в регионе отраслевой организации, а первичка - есть. Пропущенное звено в цепи может компенсировать руководитель отраслевой организации из соседнего региона.
Нас же интересуют те профсоюзные представители, уполномоченные или доверенные лица - в общем, органайзеры, - работа которых состоит в первую очередь в создании, сохранении и укреплении профорганизаций.
- Тема [органайзинга] - важная и нужная, - считает председатель Роспрофпрома Андрей Чекменев. - Мы берем человека, его крепко учим, и он представляет профсоюз в целом ряде первичек - это возможный путь. Особенно там, где много мелких первичек, где нереально выискивать человека, чтобы он брал на себя функции председателя. Такой метод у нас (во Всероссийском профсоюзе работников оборонной промышленности, который возглавлял Чекменев до создания объединенного Роспрофпрома. - Н.С.) не был реализован. Но он особенно важен в среде малого бизнеса. Иначе профсоюзы не войдут в эти структуры. Найти в малом бизнесе человека, который бы взял кроме своей основной работы еще и профсоюзную, - даже при желании, понимании, при том, что он разделяет идеи… - маловероятно.
Поэтому профсоюзный представитель в такой среде, по мнению профлидера, - выход. Между прочим, метод внедрения на предприятие извне любят альтернативные профсоюзы. А наши что?..
Мало где так разбираются во всех деталях органайзинга, как в Федерации профсоюзов Свердловской области (ФПСО). Пожалуй что и нигде. Здесь собраны многолетние наработки и систематизированный опыт, выявленные ошибки и выверенные методики, экономические расчеты и подробные рекомендации.
Руководитель департамента развития профсоюзного движения Василий Деркач сразу предупреждает, что основное направление свердловского органайзинга - именно обкатка технологий, а не штамповка первичек. Хотя бы потому, что пока технологии не обкатаешь - первички штамповать не получится.
Экспериментальные же технологии зачастую спотыкаются о стереотипы.
- Под органайзинг у нас ни финансовая внутренняя система профсоюзов не заточена, ни распределение функций и полномочий, - говорит Деркач. - Наши коллеги в странах с глубокой профсоюзной традицией тратят от 20% до половины совокупного профсоюзного бюджета на создание новых профорганизаций. У нас же многие ЦК получают всего 20 - 25%. Между тем в России себестоимость вовлечения одного члена профсоюза в агрессивной среде гораздо выше, чем в Германии, Италии, а то и в странах третьего мира. Одна из причин - чувство навязанной безысходности у людей, которое трудно преодолеть…
Свердловские профсоюзы ищут выходы: как удешевить себестоимость вовлечения? Как преодолеть чувство безысходности? Как, в конце концов, укоренить профсоюз во враждебной почве? Именно во враждебной почве - в агрессивной среде - органайзинг и приобретает актуальность, а “внешний” представитель профсоюза - востребованность.
По словам специалистов из ФПСО, достичь 25-процентного охвата профсоюзным членством в агрессивных условиях - победа настолько же значимая, как и добиться 100-процентного членства при лояльном отношении работодателя.
Сценарии “ведения боя” могут меняться (иногда инициаторами создания первички выступают сами работники, иногда органайзеры ищут предприятие и активистов, буквально вычисляя их, допустим, в соцсетях). Но при любом раскладе от новых членов профсоюза требуются бдительность, упорство и железная дисциплина (строгое следование инструкциям органайзеров). На войне как на войне.
- Чем больше “отсебятины” - тем меньше шансов на успех, - предупреждает Деркач. - В органайзинге все, что можно централизовать при работе с членами профсоюза - надо централизовать. Другое обязательное требование для успеха - это максимальное присутствие профактива во всех подразделениях. Если он сосредоточен в одном подразделении, а в других никого нет, - значит, дело там будет провалено и весь проект обречен.
Председателями созданных первичек становятся, соответственно, не работники предприятия, а представители профсоюза. Некоторые профорганизации возглавляют сам Василий Деркач и сотрудники его департамента. Члены профкома (работники предприятия) обычно имеют статус заместителей - для защиты от увольнения.
Понятно, что с работодателем дело имеют независимые от него председатели-представители. Ну и активисты - если желают и не боятся.
Василий Деркач подчеркивает еще один важный момент профсоюзного строительства: нужен не только пряник в виде преимуществ для членов профсоюза, но и кнут в виде ответственности.
- Мы создали себе популистскую систему: можно прийти в профсоюз - и он сразу тебя начнет защищать. А потом выйти из него сразу после того, как ты получил все, что хотел, - и никаких последствий. Систему другую нужно создавать. Мы ввели термин “ответственное профчленство” - это одна из вырабатываемых технологий. Этот вопрос требует баз данных профучета, чтобы мы могли видеть историю отношений человека с профсоюзом: его стаж, выходил он из профсоюза или нет… И в соответствии с этим - предоставляем или не предоставляем ему сервисы по защите, а кому-то вообще стоит отказать во вступлении в профсоюз. Но это, конечно, тоже надо администрировать. Серьезная работа.
При отработке своих технологий в “полевых условиях” свердловские органайзеры основали больше двух десятков профсоюзных организаций. Но не это критерий результата, как утверждает Деркач. Скорее - количество судебных прецедентов, созданных во время работы по органайзингу. И, конечно, сами технологии… Кстати, на сайте ФПСО по этим темам можно найти немалое количество материалов.
Около двух лет новую схему работы пробует Красноярская краевая организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов. Новые первички здесь возникают очень редко, а старые - рушатся вместе с предприятиями. Что делать?
- Можно мечтать о возвращении былых полномочий профсоюзам, о том, чтобы каждый работодатель был обязан “создавать” первичку и согласовывать с ней свои действия… Но я считаю, что закон не препятствует нам использовать все возможные формы защиты прав трудящихся уже сегодня, - говорит зампред краевой организации профсоюза Александр Москаев. - В целом профсоюз строителей России потерял порядка 40% своих членов за три предыдущих года. Есть над чем задуматься. А выход - только работа. Сохранять и создавать новые первички в тех условиях, которые есть. Практики у нас пока мало, но есть к чему стремиться.
Красноярские строители отталкиваются от закона “О профсоюзах”, определяющего первичку как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации. Это “как правило” предусматривает и исключение из него, а значит, дает возможность человеку быть членом первички без привязки к конкретному предприятию.
На практике это применяется в нескольких формах.
Например, можно организовать объединенные профорганизации, когда сильная “материнская” первичка распространяет свое влияние на те компании, где профсоюза нет. Так поступает профком крупного предприятия ООО “Монолитхолдинг”. Проводя активную работу на предприятиях-подрядчиках (по улучшению безопасных условий труда, культурно-массовую, агитационную, информационную), профком добивается того, что люди вступают в профсоюз. Следующий шаг: в соответствии со ст. 30 Трудового кодекса профком получает право от работников представлять их интересы и заключает колдоговор с работодателем. Потом создается дочерняя первичка - подразделение объединенной профсоюзной организации ООО “Монолитхолдинг”.
Второй вариант - когда люди, не имея первички на своем предприятии, становятся членами первичной профорганизации аппарата работников крайкома. Но это - на период, пока “строится” новая первичка на предприятии.
Сегодня под защитой крайкомовской первички состоят около двадцати таких человек. Среди них - бывшие студенты профильных учебных заведений: профактивисты в студенческой жизни, они ждали и в рабочей среде справедливости. А ее пока нет, как нет и профсоюза. Вчерашние студенты готовы принять активное участие в создании профсоюзной ячейки у себя на предприятии и работают над этим вместе с краевым комитетом.
Состоит на учете в профорганизации крайкома даже руководитель одного предприятия, где есть действующая первичка, но собственники не одобряют членства в профсоюзе своего менеджера…
Третий путь, наоборот, предполагает, что штатный работник аппарата краевого комитета внедряется на предприятие, становясь там профлидером. Этот способ испытывается прямо сейчас. Крайком помог создать на предприятии профсоюзную организацию, но ее председатель вскоре был уволен. Чтобы спасти обезглавленную неокрепшую первичку, краевой комитет намерен провести перевыборы на период судебных тяжб по восстановлению работника. “Временным управляющим” и должен стать сотрудник крайкома.
- Возможно, специфику предприятия мы знаем меньше, чем работники, но как должно исполняться законодательство о труде и как отстаивать права - знаем не понаслышке, - отмечает Москаев.
Выксунский металлургический завод в Нижегородской области (АО “ВМЗ”) - крупнейший отечественный производитель металлических труб и железнодорожных колес. Здесь трудятся больше 12 тысяч человек, работает мощная профорганизация.
Первичка АО “ВМЗ” Горно-металлургического профсоюза России использует возможности уполномоченных профсоюза как временную меру в случае необходимости. Перед таким уполномоченным профком завода ставит конкретную задачу. Это похоже на то, как арбитражный суд назначает управляющего для оздоровления предприятия. Надобность возникала уже трижды, и трижды ставились разные задачи.
В первый раз - когда ремонтные цеха завода перевели в отдельное дочернее общество. Цеховые профорганизации остались на учете профкома головного предприятия, а для координирования их действий был назначен уполномоченный представитель профкома. Это оказалось удобным для всех сторон: члены профсоюза не чувствовали себя брошенными и оторванными от организации, а руководитель предприятия мог общаться с одним представителем, а не с двенадцатью цехкомами.
Уполномоченная занималась всеми вопросами, которые находятся в зоне ответственности профлидера: взаимодействием с работодателем, информационной работой, обучением, культурным сектором и прочим. При этом за ней всегда стоял ее собственный работодатель и “старшая” организация - профком ВМЗ.
Так шло до тех пор, пока ситуация снова не изменилась. Через несколько лет дочернее предприятие вернулось в состав родного завода - а цеховые профорганизации заработали по старому принципу. Необходимость в функциях уполномоченного отпала.
Второй случай - похожий. Восемь механических цехов отделились в дочернее ООО. Для задачи с теми же исходными данными профком применил испытанный способ решения: ввел уполномоченного. Правда, на этот раз его функции за небольшое дополнительное вознаграждение были возложены на неосвобожденного председателя одного из этих цехкомов.
Активная профлидер справлялась хорошо. Затем профком ВМЗ решил попробовать другой сценарий, и на дочернем предприятии избрали собственный профком и освобожденного председателя, а цеховые организации превратились в профгруппы.
Однако это решение председатель профсоюзной организации ВМЗ Федор Туваев теперь считает ошибочным:
- Этот наш опыт, пожалуй, уже со знаком “минус”, - размышляет профлидер. - Нельзя нам было цеховые организации сводить до уровня профгрупп. Это шаг назад. Сейчас думаем о возвращении им прежнего статуса: пусть остается свой профком и освобожденный председатель, но цеховым организациям статус вернем: он дает больше полномочий, прав, веса…
У третьей задачи условия были другими, и перед новым своим уполномоченным профком поставил иные цели. В трех крупных цехах, входящих в состав дивизиона нефтегазопроводных труб, профсоюзная работа не очень спорилась, и требовалось “подтянуть” отстающих. Кроме того, начиналось строительство еще одного цеха дивизиона - и нужно было вовремя позаботиться о появлении на нем профсоюзной организации.
Забегая вперед, скажем: все получилось.
- В пятом трубном цехе, где падало профсоюзное членство, его удалось поднять за счет работы уполномоченного. В других цехах дивизиона тоже начало немножко расти, а новая профорганизация уже создана, хотя еще и сам цех не запущен в полную силу. В пятом цехе, считавшемся самым проблемным, прошли выборы председателя цеховой организации, и этот пост люди доверили уполномоченному. То есть он теперь возглавляет цехком, да еще и курирует профсоюзную организацию нового цеха № 1. Сейчас у нас уполномоченных нет. Этот инструмент - под конкретные задачи, и если они возникнут - будем с ними работать, - делает вывод Федор Туваев.
Но, пожалуй, никто не расскажет о нюансах работы уполномоченного лучше, чем он сам. О своих трудностях и удачах поведал профсоюзный лидер цехов № 5 и № 1 АО “ВМЗ” Евгений Агафонов.
Основная проблема, которую надо было решать, - низкое профчленство в 5-м цехе и массовый выход из профсоюза. Когда он начал разбираться в причинах, то одной из них оказалась нехватка времени у неосвобожденного председателя…
Впрочем, рабочего времени сразу стало не хватать и освобожденному уполномоченному. Приходилось выходить и в ночные смены, принимать вопросы от людей, решать их круглосуточно.
Но сначала нужно было добиться, чтобы рабочие поверили в нового профсоюзного деятеля. Хотя и не постороннего. Евгений Агафонов на заводе прошел путь от токаря до начальника отдела профессионального обучения в составе дирекции по персоналу. Плюс с солидным профсоюзным опытом: член профсоюза с 1995 года, профгрупорг, предцехкома, член профкома…
- Знал и одну сторону баррикад, и вторую… Это помогло в выстраивании отношений, диалога, - говорит профактивист.
Но даже этого было мало. Уполномоченный взялся за информирование: номер своего мобильного повесил на всех стендах, раздавал его в устных беседах и уверял: “Звоните в любое время!”
И звонки пошли - не сразу, но зато много и по заказу - в любое время. Частенько уполномоченный выезжал на завод ночью, как самая настоящая “аварийка” или “неотложка”.
- Я практически жил в цеху, - рассказывает Евгений Агафонов. - Посещал ежедневные сменно-встречные собрания, а если не хватало времени для разговоров, выбирал обеденное время, общался в “курилках”… И обязательно держал обратную связь по вопросам, которые люди задавали. Обязательно! Если не предоставишь обратную связь - тебе больше веры не будет. Даже если не решил вопрос, должен рассказать, почему не решил, почему пока не получается…
Вопросы и проблемы у рабочих возникали самые разные. То конфликты между линейными руководителями и работниками, то предвзятое отношение начальства, то работа сверх норматива или вне должностных обязанностей, то неопределенность с зарплатой, то бытовые задачи, то несправедливое проведение спецоценки условий труда на рабочем месте...
Результаты? В 5-м трубном цехе - 670 членов профсоюза (в начале работы уполномоченного было 423) из 780 работников. В цехе № 1, который ожидает пуска, уже действует профсоюзная организация (цех еще не полностью укомплектован, но почти все, кто уже работает, - вошли в профсоюз). И обе организации выбрали председателем Евгения Агафонова.
- Когда люди делают тебе такое доверие, оно ко многому обязывает, - признается он. - Когда был уполномоченным, то отчитывался только перед профкомом, и мне кажется, это легче, чем перед всеми этими людьми. Они каждый день тебя оценивают, здесь не слукавишь.
Рецепты? Можно вычислить разве что необходимые ингредиенты: личное общение, индивидуальный подход к каждому вопросу каждого работника, обратная связь, постоянная доступность для обращений и много-много информации. Это реальный шанс продвинуть профсоюз и защитить людей.