Объединенный профсоюз работников сферы услуг Германии Ver.di требует повышения зарплат и улучшения условий труда для 240 тысяч нянь, воспитателей и социальных работников. О том, что вынудило воспитателей начать бастовать еще в апреле и продолжить в мае, рассказывает корреспондент “Солидарности” в Германии.
“Выручай! Посиди с Сашкой четыре дня! Детский сад не будет работать. Воспитатели предупредили, что будут бастовать. А мне домой улетать”. Татьяна - московская пенсионерка, с которой я познакомилась в самолете, совершающем рейс Берлин - Москва. Ее дочь с внуком живут в Берлине, и Татьяна часто прилетает в столицу Германии “поработать бабушкой”. Работу дошкольных учреждений Германии мы обсуждали с ней позже не один раз, и сравнение детских садов Москвы и Берлина было однозначно в пользу первых...
Но это тема отдельного разговора. А сегодняшняя проблема многих родителей в Германии - временное закрытие детских садов по всей стране ввиду забастовок.
В ФРГ действуют 53 тысячи дошкольных заведений. Большая часть из них принадлежит церковным общинам или предприятиям, и их персонал не имеет права бастовать. Но сейчас речь идет о 17 тысячах государственных детсадов. Надо отметить, что забастовки сотрудников муниципальных дошкольных учреждений сотрясают страну не в первый раз. Так, в 2009 году их забастовка длилась 12 недель.
Инициатором забастовок традиционно является Объединенный профсоюз работников сферы услуг Германии Ver.di. Профсоюз требует повышения зарплаты и улучшения условий труда для 240 тысяч нянь, воспитателей и социальных работников муниципальных дошкольных учреждений.
Нехватка персонала в детских садах Германии - около 120 тысяч человек - означает увеличение нагрузки на работающих при сохранении оплаты труда на прежнем уровне. При этом Евросоюз советует ФРГ увеличить в детсадах количество сотрудников мужского пола. Рекомендуемая численность - не менее 20% персонала. Реальная - 3%, несмотря на активную кампанию по привлечению “усатых нянь”, проводимую Министерством по делам семьи.
Впрочем, большая часть денег, выделенных на эту кампанию немецким правительством и Европейским социальным фондом (а это 13 млн евро), ушла на рекламу. По всей стране можно было увидеть плакаты: “Хочешь быть музыкантом, волшебником, арбитром, философом, вратарем, пекарем? - Будь всем сразу: иди работать воспитателем!”
Но представители сильного пола не спешат занять вакантные места. Причина проста: уровень ответственности в разы превышает уровень зарплаты.
На этот раз позиции партнеров по тарифным переговорам расходятся больше, чем во время переговоров в упомянутом 2009 году. Муниципальные работодатели отказываются повышать зарплату воспитателям. И вообще отрицают необходимость требуемого профсоюзом повышения, несмотря на то, что с 2004 по 2013 год уровень оплаты труда в стране в среднем вырос на 21,2%, а в сфере дошкольного воспитания - лишь на 14%. Требования профсоюзов объединение коммунальных работодателей (VKA) считает невыполнимыми, так как на это, дескать, необходимы дополнительные 1,2 млрд евро в год.
Профсоюз, в свою очередь, заявляет о твердом намерении отстаивать свои требования. “Если работодатели и дальше останутся на этой позиции, мы перейдем к острой конфронтации”, - предупреждал председатель профсоюза Ver.di Франк Бзирске.
Ни пять раундов переговоров, ни предупредительные забастовки не дали результата. С 8 мая в большинстве земель Германии началась бессрочная забастовка работников дошкольных учреждений. По данным профсоюза, призыв к бессрочной забастовке на сегодня поддерживают 93,5% членов Ver.di и 96% членов профсоюза работников образования и науки, входящего в Объединенный профсоюз. Присоединиться к забастовке Ver.di призывает также соцработников, работников детских центров, специалистов служб помощи детям-инвалидам, работников интернатов и групп продленного дня - всех тех, чья зарплата тоже оставляет желать лучшего. Около 20 тысяч представителей этих профессий 8 мая присоединились к забастовке.
“Вы не имеете совести и перекладываете свои проблемы на плечи детей и родителей”, - упрекнул бастующих руководитель VKA Манфред Хоффман. Сочувствие, однако, не помешало ему предложить повышение зарплаты воспитателям за счет увеличения взноса от родителей (они оплачивают муниципальные детские учреждения на солидарной основе с муниципалитетом).
Председатель Ver.di Франк Бзирске признал, что опасения по поводу того, как отнесутся к забастовке родители, у профсоюза были. Но, в отличие от работодателей, большая часть родителей отнеслась к такой форме протеста с пониманием: “Мы доверяем этим людям самое дорогое, что у нас есть, - наших детей. Ежедневно мы видим, с какой любовью и каким энтузиазмом эти люди работают, и поддерживаем их законные требования”. Франк Бзирске обратился к родителям, бабушкам, дедушкам, всем неравнодушным с призывом направлять письма поддержки бастующих в адрес политиков Германии, обер-бургомистров и бургомистров, чтобы заставить их повлиять на работодателей.
Забастовка воспитателей - сейчас самая обсуждаемая тема в стране. С 8 мая открыта “горячая линия” для родителей. В случае затруднения с устройством ребенка профсоюз будет искать выход из каждой индивидуальной ситуации, вплоть до создания дневных мини-групп “экстренной помощи”.
В конце апреля в Германии бастовали 700 дошкольных учреждений в Баден-Вюртемберге, 6500 воспитателей и социальных работников в Гессене, 4000 педагогов в земле Рейнланд-Пфальц. В начале мая к забастовке присоединились дошкольные учреждения крупных городов большинства земель Германии. С 8 мая началась бессрочная забастовка работников муниципальных дошкольных учреждений, координируемая Объединенным профсоюзом работников сферы услуг Германии Ver.di.