Отличные условия труда, сохраненные социальные объекты, гарантированное повышение зарплаты работникам... Таким предстает ПАО “Магнитогорский металлургический комбинат”. А еще - по-хорошему амбициозный председатель 50-тысячной первички, стремящийся модернизировать профсоюзную работу. Все это на месте увидели представители “Солидарности”.
- Здравствуйте, дети. Кто я? - услышав это, секретарь ФНПР Александр Шершуков и корреспондент “Солидарности” застыли в онемении… Вечер. Какая-то деревня. Каждое дерево светится огоньками. Красиво. А навстречу - Белый Кролик…
…Нас привезли сюда, за 45 км от города, в последний день пребывания в Магнитогорске. Сани, запряженные лошадкой, хруст снега под копытами - и неожиданная остановка: один из социальных объектов ПАО “Магнитогорский металлургический комбинат”, детский лагерь “Горное ущелье”. Здесь совместными усилиями профсоюза и работодателя вот уже шестой год 15 декабря открывается Южно-Уральская резиденция Деда Мороза. Сказка этого года - “Алиса в Зазеркалье”. Руководитель пресс-службы профкома комбината Ольга Мартынова рассказала, что в день резиденцию посещают до полутысячи детей и родителей.
Вечером мы увидели и другой социальный объект ММК - санаторий “Юбилейный” на озере Банное. По огромной территории едем на открытой машинке, сродни тем, что катают людей в парках. Холодновато, зато колоритно. В многочисленных корпусах горит свет. Нам показали новую водогрязелечебницу: турбомассаж, подводное вытяжение позвоночника, пневмомассаж, лечебные грязи… В общем, после пары недель здесь уж точно почувствуешь себя обновленным. Членам профсоюза предоставляются скидки на отдых и лечение, а также единовременная помощь профорганизации.
Но это было в последний день визита. А сначала мы прилетели в Магнитогорск. Прилетели рано, график плотный. Первая встреча - с предпрофкома Группы ПАО “ММК” Борисом Семеновым. Кстати, первичка Магнитки - в числе победителей конкурса нашей газеты “Профсоюзный авангард”. Здесь ввели ERP-систему “Логистика ресурсов” (от Enterprise Resource Planning). А еще и мобильное приложение “Мой профсоюз” для работников.
- По сути, я управленец, - рассуждает Семенов. - Мой заказчик - люди, и я должен спросить, что им нужно. А мобильное приложение как раз и позволяет это сделать. Сейчас его установили уже более 5000 человек. Но это не конечный вариант, будем совершенствовать, чтобы была информация и для активистов, и для рядовых членов профсоюза.
Большинство интересуется не идеологией, констатирует Борис Михайлович, а материальным: подарки к праздникам, скидки… По ним, к сожалению, в основном и судят о работе профсоюза. Но, может быть, дело в том, что на Магнитке, по словам Семенова, проблемы с основным - условиями труда, зарплатой, сокращениями - стоят не так остро. С работодателем отношения выстроены, все зачастую решаются на месте, не доходя до профкома.
- А вы не думали о дополнительных к колдоговору соглашениях для членов профсоюза? - спрашивает Шершуков. - Я понимаю, что это тоже материальное, но и идеологическое в том числе.
Оказалось, смысла в этом нет. Профчленство в Группе компаний - 97%. И лишь малая часть приходится на долю традиционно объединяемых профкомом городских профорганизаций других отраслей. А всего - это около 51 тысячи членов профсоюза. 22 тысячи ветеранов. И - территориальная разобщенность. Управлять столь крупной первичкой непросто, вот и внедрили ERP-систему. Она позволяет и вести электронный персональный учет, и формировать бюджет, и контролировать его выполнение.
- Когда меня избрали, я долго разбирался и понял, что меня не устраивают некоторые инструменты управления в системе профсоюзов, - говорит Борис Семенов, возглавивший профком около года назад. - Они поросли мхом, неэффективны, не мотивируют. Надо менять. - По глазам видно: поменяет.
А Александр Шершуков предложил совместно организовать вебинар, чтобы профком Магнитки поделился опытом.
Потом была поездка на производство. Чистая гостевая спецодежда, обувь, каски, инструкция по технике безопасности…
Едем вместе с членами профкома. Мощные металлические конструкции над головой, как гигантская змея, обвиваются вокруг труб, соединяя здания цехов и оплетая всю территорию. А она огромна - больше 13 тысяч гектаров! Производственных цехов только основных 11. В двух из них - доменном и сталепроката - нам предстоит побывать. По дороге Шершуков рассказывает, что приезжал в Магнитогорск во время открытия знаменитого прокатного стана-2000. “Тогда он был единственным в России”, - заметил кто-то из спутников.
Первая остановка - в профкоме металлургического производства, объединяющего четыре цеха. Предпрофкома Сергей Телевский показывает принцип работы ERP-системы. Действительно удобно. А потом провожает нас в доменный цех, по дороге рассказывая:
- Металлургическое производство - это горячие цеха, и труд там очень тяжелый. А в доменном - особенно, класс вредности - 3.3. Но и зарплата самая высокая, порядка 70 тысяч. Сейчас посмотрите на печи. Издали, конечно…
- Здесь люди у нас самый активные, - говорит Ольга Мартынова. - Готовясь к конференции по колдоговору, мы собирали предложения работников. Из горячих цехов поступило больше всего предложений, и многие были приняты. И по бытовым вопросам, и по охране труда. А еще, - кивает на Телевского, - Сергей Васильевич - из трудовой династии, которых у нас немало.
Доходим до доменного цеха. Ощущение - словно стоишь на капитанском мостике над огненным озером. Из печи изредка вылетают искры и продолжают гореть на полу. Кремний, пояснили нам, ничего страшного - скоро потухнет. Проходим в диспетчерскую: на пультах управления домной показатели ситуации в цехе. Все процессы на контроле.
- Эта доменная печь построена в 1964 году. Реконструирована, - говорит нам Антон Булдаков, исполняющий обязанности инженера-технолога. - В сутки эта домна дает 5100 тонн чугуна. В каждую из 8-часовых смен работают по семь горновых: печь останавливать нельзя. “Прощай, молодость” график называется…
Как рассказал Антон, для работников цеха созданы нормальные бытовые условия: своя душевая, полное обеспечение СИЗ, выдаются тапочки, мыло, два вида крема - защитный от пыли и очищающий. Организовано питание. Комплексный обед стоит 90 рублей, но комбинат доплачивает работникам, и в итоге за обед остается заплатить 38 рублей. Дают минеральную воду.
- Когда сюда приходит молодой работник, он начинает пить много обычной воды, - продолжает Антон. - А этого делать нельзя: вода быстро выходит из организма, наступает перегрев. Пить надо чай или минералку. Но здесь, на комбинате, работает система наставничества. Наставник следит за воспитанником в течение месяца, а потом тот уже входит в ритм.
Нашим гидом в цехе проката листовой стали стал начальник смены Дмитрий Михайленко. Здесь тоже жарко, и, по словам Дмитрия, условия труда схожи с теми, что в доменном цехе, впрочем, как и предоставляемые льготы и гарантии. Это тоже цех основного производства. Нам повезло, и мы застали процесс прокатки: как светящиеся блинчики, по конвейеру катились гигантские раскаленные куски металла. Трудно оторвать взгляд.
Сложно рассказать обо всех событиях в Магнитогорске за три дня. Было выступление Александра Шершукова на телеканале “ТВ-ИН”. И встреча с журналистами газеты “Магнитогорский металл”. И общение с коллегами из профсоюза следующим утром на заседании профкома, куда прибыл и председатель Челябинского обкома ГМПР Юрий Горанов. И был музей легендарной Магнитки - с “живыми” макетами строительства комбината и с другими, производственными, но тоже в движении и реалистичными.
А вечером Шершуков выступил перед профсоюзной молодежью Магнитки. Рассказывал о деятельности ФНПР, о газете “Солидарность”, отвечал на вопросы. А они были разные - от традиционных (на кого должен распространяться колдоговор) до рабочих: как оформить листовку, какими должны быть содержание и “упаковка” информации, чтобы она была востребованной. Выяснилось, что даже активная профсоюзная молодежь не понимает, зачем ей знать о событиях профсоюзной жизни вне Магнитогорска, тем более о деятельности ФНПР. Шершуков разъяснял. А по окончании мероприятия группа ребят попросила секретаря ФНПР остаться и еще поговорить…
День третий был знаковым - подписание колдоговора ПАО “ММК” на 2018 - 2020 годы. Вместе с предпрофкома и главой обкома ГМПР Шершуков встретился с гендиректором ПАО “ММК” Павлом Шиляевым. А потом конференция. Не могу не отметить ее четкую организацию: ни лишнего слова, ни отступления от регламента. Видно, что люди ценят свое время.
Огромный конференц-зал полон, почти 350 делегатов. После традиционной процедуры выступил с докладом гендиректор. Говорил об экономических показателях и перспективах, о важности социальных программ и возможности их расширить. Отметил, что высокая производительность труда, хоть и спорное это сейчас понятие, необходима. Как и соблюдение правил охраны труда, на которую за два года выделено 500 млн рублей.
Выступивший предпрофкома Борис Семенов сообщил о выполнении колдоговора за минувшие два года. Однако только с 2016 года прекратил снижение реальный уровень зарплат. А за 2017 год реальные зарплаты выросли на 4%.
- Комиссия по подготовке нового колдоговора работала более двух месяцев, - рассказал Семенов. - Назвать эту работу легкой нельзя, пришлось подключиться и генеральному директору. Тем не менее я считаю результаты положительными. Максимально учтены интересы и работников, и работодателя.
В новом колдоговоре появились молодежный раздел и положение об уполномоченных по охране труда, расширился социальный пакет для работников. А главное, появился пункт о том, что средняя зарплата не должна быть ниже четырех региональных прожиточных минимумов. При этом минимальная зарплата, установленная колдоговором, превысила установленную в ОТС по металлургии. И не должна отставать больше, чем на 1,75%, от прожиточного минимума для трудоспособного населения.