Новую редакцию списка территорий, куда осуществляется северный завоз, предлагает Минэкономразвития России. Уведомление о разработке соответствующих поправок размещено в Сети для общественного обсуждения. Скажутся ли бумажные поправки на социальных гарантиях жителей территорий с особыми климатическими условиями, выясняла корреспондент “Солидарности”.
За последние годы произошли изменения в транспортной доступности территорий, куда осуществляется так называемый северный завоз, и, как объясняют разработчики проекта, перечень таких территорий нуждается в актуализации.
Обновленный перечень разработан на основании предложений 25 субъектов федерации. Тринадцать из них: Архангельская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская, Томская и Тюменская области, Еврейская автономная область, Камчатский и Приморский края, Республика Алтай, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа - подтвердили актуальность прежней редакции.
Восемь субъектов Федерации: Амурская область, Забайкальский, Красноярский, Хабаровский и Пермский края, республики Бурятия и Карелия, Ханты-Мансийский АО - предложили исключить из списка ряд своих территорий. Крупнейшие из них - Норильск, Богучанский и Кежемский районы в Красноярском крае, города Ханты-Мансийск, Покачи, Радужный и Урай в Ханты-Мансийском АО.
Правительство Мурманской области предложило исключить из перечня некоторые территории, но внести другие, связывая это предложение с переменами в транспортной доступности поселений. Еще три субъекта РФ: республики Коми, Саха (Якутия) и Тыва - обратились с просьбой считать ряд населенных пунктов “северными” - из-за сложных физико- географических условий расположения.
Действующий перечень, утвержденный постановлением правительства от 23.05.2000, в последний раз правился в 2009 году. Критерий включения в него - транспортная доступность территории и связанные с этим ограниченные сроки завоза грузов. Территория включается в список, если она не связана с Большой землей автодорогами или же эта связь ограничена сезонными причинами.
Коррекция “северного” списка встревожила профсоюзы возможными негативными последствиями лишения территорий “северного статуса”.
- Мы с недоумением узнали, что инициатива исключить ряд территорий, входящих в состав Красноярского края, из перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исходит от правительства края, - прокомментировал “Солидарности”, как только стало известно о законодательной инициативе, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов. - Это, мягко говоря, странно. Убежден, что решения, которые могут сказаться на обстановке в социально-трудовом поле, не могут приниматься без обсуждения с профсоюзами. По моему мнению, подобные перемены могут быть связаны с лоббированием своих интересов крупными компаниями, работающими на соответствующих территориях. Мы этот вопрос не намерены оставлять без внимания и выходим на контакт с правительством региона.
В приравненных к районам Крайнего Севера территориях работники имеют существенные льготы. Это льготный стаж при назначении пенсии, дополнительный отпуск на 16 дней, надбавки к зарплате, 36-часовая рабочая неделя для женщин, возмещение расходов при переезде к месту жительства после прекращения работы и ряд других. На вопрос, не повлияет ли изменение перечня на уровень предоставляемых северянам льгот, Минэкономразвития отвечает отрицательно:
- Указанный перечень определяет местности и территории Крайнего Севера и Арктической зоны РФ, в которые осуществляется досрочный завоз продукции (северный завоз). Его изменение не предполагает отмены так называемых северных льгот - льготного стажа при назначении пенсии, дополнительного отпуска, надбавок к зарплате и так далее, - сообщила “Солидарности” пресс-секретарь министерства Елена Лашкина.
Поспешили успокоить граждан и органы власти субъектов Федерации, планирующих изъятие своих территорий из перечня. Например, сургутские СМИ со ссылкой на комментарий правительства Ханты-Мансийского АО подчеркивают, что применение северных льгот регламентируется совсем другим документом - Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.
Нефтегазстройпрофсоюз России, куда “Солидарность” также обратилась за комментарием, разместил на своем сайте заявление: законопроект в его текущей редакции “не направлен на снижение льгот и гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.
В профсоюзе также подчеркивают, что “какая-либо иная интерпретация данного проекта постановления Правительства Российской Федерации не соответствует действительности” и “направлена на эскалацию напряженности в соответствующих регионах России, в том числе и в связи с предстоящим единым днем голосования 18 сентября 2016 года”.
Между тем в информации о законопроекте аккуратно сказано, что грядущие перемены могут “повлечь за собой незначительное перераспределение общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации”. Пребывание региона в перечне связано с дотациями на него из федерального бюджета. Как изменятся бюджетные обязательства центра с принятием постановления, не скажется ли сокращение финансирования на объеме всех тех же северных льгот? На этот вопрос Минэкономразвития редакции не ответило, переадресовав его в Минфин. Тот пока комментария не дал, а свои предложения по поводу законопроекта официально не представил.
Остается добавить, что до 19 сентября проект проходит стадию общественного обсуждения, а уже в ноябре этого года планируется вступление нормативного правового акта в силу.
Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития ФНПР:
- Если не будет никакой законодательной инициативы от наших коллег в Государственной думе, тогда изменения в перечне на льготы не повлияют, потому что это совершенно разные документы. Льготы зависят не от транспортной доступности, а от климатических условий… Сейчас уже сделаны необходимые изменения в законодательстве, чтобы все документы, касающиеся социальной жизни людей, обязательно рассматривались Российской трехсторонней комиссией. У нас есть и общественный совет при Министерстве труда… Другое дело, что если нормативный акт проходит по другому ведомству, например Минэкономразвития, то он может не попасть в общественный совет при Минтруде. Надо отслеживать, чтобы документ, если он касается социальных льгот, не прошел мимо профсоюзов.