Центральная профсоюзная газета16+
Забастовку остановил только суд

Карагандинские шахтеры отказывались выходить из забоя до выполнения их требований

Четыре дня продлилась забастовка горняков восьми шахт “АрселорМиттал Темиртау” в Карагандинской области Казахстана. Оставаться в забое шахтерам запретил суд, обязавший прекратить стачку. А они требовали 100-процентного повышения зарплат, выхода на заслуженный отдых в 50 лет, льготных пенсий. Пока добиться удалось лишь увеличения заработной платы на треть и выплаты премии в размере оклада. Но переговоры горняков с руководством компании - мирового лидера в металлургической промышленности - продолжаются. Уже на поверхности.

ОСТАЛИСЬ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

Забастовка шахтеров АО “АрселорМиттал Темиртау” стала крупнейшей в Казахстане за последние несколько лет. Если изначально, 11 декабря, выходить из забоя отказались работники одной шахты, то на следующий день к ним присоединились горняки еще семи шахт. В итоге, по разным оценкам, под землей находилось от 600 до 800 человек.

Главными условиями выхода шахтеров на поверхность стали: повышение зарплаты на 100%, льготная пенсия не с 63, а с 50 лет, индексация заработных плат с начала текущего года на уровень инфляции в стране, а также полное укомплектование шахт необходимым персоналом. В общей сложности в списке требований карагандинских горняков значилось 28 пунктов.

Руководство компании не согласились с условиями работников. Более того, генеральный директор Парамжит Калон сообщил, что диалог с бастующими состоится лишь при условии их выхода на поверхность. Но шахтеры отказались подниматься “на-гора”.

Тогда юристы компании обратились в суд, где в качестве ответчиков выступили профсоюзы угольщиков и металлургов, а также сами горняки. Собственник просил признать забастовку незаконной, так как шахты являются производственными объектами с высокой степенью опасности. Самое интересное, что еще до принятия решения по данному вопросу суд 14 декабря вынес определение, обязавшее бастующих выйти на поверхность. Ради их блага и здоровья. Нельзя оставаться “в условиях, непригодных для длительного нахождения, без условий для сна, нормальной жизнедеятельности и принятия пищи, что также составляет угрозу для здоровья и жизни самих шахтеров” (из текста определения). Обеспечить немедленное выполнение вынесенного определения, то есть прекратить забастовку, суд поручил прокурору города Шахтинска.

Но пойти на переговоры с шахтерами руководству компании все же пришлось. За день до судебного заседания состоялся разговор премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева с Лакшми Митталом, председателем совета директоров корпорации “АрселорМиттал” и по совместительству крупнейшим владельцем ее акций. После этого на бастующие шахты были отправлены инициативные группы, которые и вели переговоры с горняками.

В результате работодатель согласился лишь на 30% повысить зарплату всем подземным работникам. Кроме того, всему персоналу угольного департамента компании будет выплачена единовременная премия в размере оклада. Размер повышения зарплат наземных работников предприятий определит согласительная комиссия в ходе последующих переговоров. Еще один “пряник” - гарантия освобождения от уголовного преследования за участие в забастовке; гарантию дает лично прокурор Шахтинска.

Вышедшим из шахт горнякам дали один выходной день. Это уже “подарок” от работодателя. Требования бастовавших будут теперь обсуждать в согласительной комиссии. В нее вошли члены инициативных групп, представители профкомов, прокуратуры, директора шахт, а также руководство области и компании “АрселорМиттал Темиртау”.

КТО ВИНОВАТ?

У карагандинских горняков было как минимум два повода для начала забастовки. Во-первых, она давно зрела. Недовольство рабочих усилилось после того, как в августе этого года работодатель отказался рассматривать требование конференции трудовых коллективов об увеличении зарплаты на 30%. Во-вторых, в конце ноября успешно завершилась стачка шахтеров корпорации “Казахмыс”. Зарплаты угольщиков после протеста ощутимо увеличились.

По мнению экспертов, знающих ситуацию в угольной отрасли Казахстана изнутри, виноват в случившемся работодатель. Отсутствует какой-либо диалог между дирекцией компании, работниками и профсоюзом. Забастовки на шахтах “АрселорМиттал Темиртау” случались часто, в основном из-за гибели шахтеров и вынужденных простоев. После этого зарплата поднималась, решались и другие вопросы, но спустя некоторое время все возвращалось на начальные позиции.

Кстати, в июле 2017 года прошла аналогичная забастовка на украинском предприятии корпорации “АрселорМиттал”. Протестующим удалось добиться поднятия зарплаты на 70%. А поведение руководство тогда было точно таким же, как и в Казахстане. Попытка признать забастовку незаконной, нежелание идти на переговоры и только потом, собственно, сами переговоры.

“Я думаю, что инвестору необходимо повернуться уже лицом к проблемам шахтеров”, - заявил заместитель председателя Федерации профсоюзов Казахстана Мухтар Тиникеев.

В то же время люди надеются, что власти пересмотрят свое отношение к более раннему выходу на пенсию шахтеров. Это не льгота, а компенсация за тяжелый и опасный труд.

И еще. В 2011 году в казахстанском городе Жанаозен произошли массовые беспорядки, в которых погибли 15 человек. Кровью завершилась забастовка казахских нефтяников, которые требовали всего лишь увеличения заработной платы. Протест карагандинских шахтеров заставил многих в Казахстане вспомнить о тех событиях.

Автор материала:
Денис Набоко
E-mail: denis@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности